По системе ОСАГО выделяют 15 классов автомобилиста: 0, М, 1, … 13. При отсутствии страховой истории будет присвоен коэффициент 1. Поэтому при определении цены все обозначенные выше факторы, помимо последнего. Чем больше лет водитель оформляет страховку и не обращается за компенсацией, тем более высоким будет показатель. Для каждого из них рассчитывается КБМ. За один «чистый» год он снижает стоимость страховых услуг на 5%. Данная скидка накопительная. Многие спрашивают: какой класс страхования ОСАГО лучше? Идеальный вариант – 13.
Коэффициент бонус-малус и его расчёт
Водитель знает, какой у него класс. Однако он представляет собой просто буквенное обозначение коэффициента КБМ. Показатель позволяет снизить величину страховых выплат. Все данные в отношении классов автомобилистов больше относятся к КБМ.
В прошлом КБМ применялся лишь для определения транспортного средства, поэтому при его продаже скидка либо надбавка к стоимости полиса исчезала. В этой ситуации автомобилист должен зарабатывать дополнительные баллы для получения дисконта. С 2023 года класс страхования ОСАГО КМБ присваивается не транспортному средству, а водителю. Это значит, что независимо от автомобиля либо страховой компании коэффициент бонус-малус будет оставаться единичным показателем.
Как узнать коэффициент КБМ по базе РСА? Для этого просто введите необходимую информацию об автомобилисте. В таблице представлены коэффициенты КБМ для ОСАГО:
КБМ в предыдущем году |
КБМ в 2023 году (с учётом количества выплаченных страховок) |
||||
Отсутствие выплат |
1 выплата |
2 выплаты |
3 выплаты |
4 и больше выплат |
|
0,5 |
0,5 |
0,8 |
1 |
1,55 |
2,45 |
0,55 |
0,5 |
0,85 |
1 |
1,55 |
2,45 |
0,6 |
0,55 |
0,85 |
1 |
1,55 |
2,45 |
0,65 |
0,6 |
0,85 |
1 |
1,55 |
2,45 |
0,7 |
0,65 |
0,9 |
1,4 |
1,55 |
2,45 |
0,75 |
0,7 |
0,9 |
1,4 |
2,45 |
2,45 |
0,8 |
0,75 |
0,95 |
1,4 |
2,45 |
2,45 |
0,85 |
0,8 |
0,95 |
1,4 |
2,45 |
2,45 |
0,9 |
0,85 |
1 |
1,55 |
2,45 |
2,45 |
0,95 |
0,9 |
1,4 |
1,55 |
2,45 |
2,45 |
1 |
0,95 |
1,55 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
1,4 |
1 |
1,55 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
1,55 |
1,4 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
2,3 |
1,55 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
2,3 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
1. Как узнать класс водителя ОСАГО онлайн
2. Не применился коэффициент безаварийности по ОСАГО?
— Восстановление утерянного бонуса-малуса
— Обнуление коэффициента безаварийности при переходе с ограниченной ОСАГО на открытую и обратно
3. Принципы применения скидки по коэффициенту безаварийности
4. Заключение
Класс водителя – ключевое понятие коэффициента бонуса-малуса (КБМ). КБМ еще называют «коэффициентом безаварийности». Уменьшает цену страховки при отсутствии аварий
по собственной вине. И наоборот. Так как узнать класс водителя ОСАГО у страховщиков бывает сложно, и нередко происходят ошибки, РСА еще в 2015 г. обнародовал информацию, упростив процедуру проверки.
При этом бонус-малус — коэффициент с подводными камнями. Мы в каждодневной работе по автострахованию сталкиваемся с этим. И расскажем все тонкости простым языком.
Как определить класс водителя при ОСАГО?
Класс и КБМ – взаимосвязанные величины. Выяснив одну из них, можно узнать и вторую. Первоначальный уровень дается водителю в зависимости от опыта. Для удобства изложим информацию в виде таблицы.
Уровень, предоставленный в начале года | КБМ | Количество обращений к страховщику и присваиваемый по итогам года класс | ||||
Не обращались | 1 выплата в год | 2 выплаты в год | 3 выплаты в год | 4 выплаты и более | ||
М | 2,45 | M | M | M | M | |
2,3 | 1 | M | M | M | M | |
1 | 1,55 | 2 | M | M | M | M |
2 | 1,4 | 3 | 1 | M | M | M |
3 | 1 | 4 | 1 | М | М | М |
4 | 0,95 | 5 | 2 | 1 | M | M |
5 | 0,9 | 6 | 3 | 1 | M | M |
6 | 0,85 | 7 | 4 | 2 | M | M |
7 | 0,8 | 8 | 4 | 2 | M | M |
8 | 0,75 | 9 | 5 | 2 | M | M |
9 | 0,7 | 10 | 5 | 2 | 1 | M |
10 | 0,65 | 11 | 6 | 3 | 1 | M |
11 | 0,6 | 12 | 6 | 3 | 1 | M |
12 | 0,55 | 13 | 6 | 3 | 1 | M |
13 | 0,5 | 13 | 7 | 3 | 1 | M |
Любой застрахованный должен знать свой класс. Проверять его можно ежегодно при оформлении нового полиса. Это делается для того, чтобы избежать ошибок, умышленно или неумышленно совершенных страховщиком при внесении данных. Проверка единой базы поможет путем простых подсчетов выявить несоответствия, и вовремя обратиться с жалобой. Если при очередной проверке вы обнаружили, что ваш класс безосновательно занижен, следует обратиться к страховщику для корректировки. При внесении новых сведений в систему инцидент будет исчерпан. Но если в изменении сведений сотрудник отказал, следует обращаться в Прокуратуру.
Необходимо оформить заявление, в котором содержатся:
- личные данные автолюбителя и контактный телефон;
- информация из удостоверения водителя;
- изложение сути претензии с описанием прав, нарушенных страховщиком;
- подробное изложение ситуации – от обнаружения ошибки до последнего визита в компанию;
- просьба принять соответствующие меры к нерадивым сотрудникам страховой компании, запрос о возбуждении уголовного дела в их отношении.
Заявление рассматривается Прокуратурой в течение 30 дней с момента принятия. По истечении этого срока страховщик обязан удовлетворить требования потребителя, и вернуть соответствующий класс.
С 2007 года были приняты и стали действительными поправки к закону «Об ОСАГО». Поэтому КБМ больше не прикрепляется к автотранспортному средству, а закрепляется за водителем.
Иными словами, автолюбитель теперь может свободно покупать и продавать автомобили. Это никоим образом не повлияет на размер КБМ. Он напрямую зависит только от того, насколько долго ездит автовладелец без попадания в ДТП.
Впервые оформляющий полис ОСАГО класс страхования получает автоматически. Это начальный класс – 3. При этом его КБМ= 1. В том случае, когда на протяжении всего срока страхования (до 1 года) водитель не попадал в аварии, его класс увеличивается на единицу, становясь равным 4. Тем самым его коэффициент уменьшается на 5%, становясь 0,95. Так продолжается до тех пор, пока значение КБМ не снизится до 0,5 (что относится к 13 классу).
Если после ДТП клиент обратится в компанию за компенсацией, его КБМ вновь поднимется до своего максимального значения – 1, или перешагнет нейтральное значение (1). Максимально он может увеличиться до 2,45.
Следит за назначением и регистрирует коэффициенты Российский Союз Автостраховщиков (РСА). Каждый раз при оформлении нового полиса, КБМ водителя с новым значением вносится в специальный реестр, объединяющий данные внутри российских регионов.
Зная свой КБМ, каждый автовладелец может самостоятельно просчитать, во сколько ему обойдется приобретение автогражданки у той или иной страховой компании. Это полезно знать, чтобы избежать мошенничества со стороны недобросовестных страховщиков.
От чего зависит класс водителя
Не только КБМ оказывает влияние на стоимость ОСАГО. Водительский класс формируется под влиянием целого ряда факторов.
На него прямо либо косвенно повлияет:
- Величина базовой ставки, которую государство назначает для каждого типа транспортного средства (легковой автомобиль, автобус и т.д.).
- Место регистрации клиента, так как в каждом регионе действует своя статистика ДТП.
- Марка автотранспортного средства (для каждой из них рассчитана определенная частота попадания в ДТП).
- Возраст клиента: чем старше, тем опытнее считается водитель.
- Стаж вождения: чем он выше, тем больше скидка.
- Число вписанных в страховку лиц: чем их больше, тем выше повышающий коэффициент.
- Статистика ДТП данного клиента.
Как рассчитывается класс водителя по ОСАГО?
Класс водителя по ОСАГО считается на момент срока действия полиса. Он зависит от количества страховых случаев, произошедших за этот период. Если за срок действия страховки по вине водителя не произошло ни одной аварии, то класс водителя перейдет на следующую ступень. Если за это время произошел хотя бы один страховой случай, то класс откатится на несколько позиций назад. Чем больше было страховых случаев, тем сильнее откатится класс.
Например, водитель впервые оформил ОСАГО и получил класс 3 с коэффициентом 1. Если за срок действия полиса не будет страховых случаев, то ему будет присвоен класс 4 с коэффициентом 0,95 — следующий полис он оформит со скидок. Если за это время произойдет один страховой полис, то класс уменьшится до 1 с коэффициентом 1,55. Тогда следующий полис будет стоить заметно дороже.
Класс водителя действует в течение года после окончания срока действия полиса. Если в течение этого времени вы не оформите новую страховку, то показатель обнулится. В этом случае при оформлении нового полиса вам будет присвоен класс 3 с коэффициентом 1. То же самое происходит, если владелец меняет автомобиль. Если договор расторгнут досрочно, то за ним сохраняется тот класс, который действовал на дату оформления полиса.
Плюсы и минусы единой системы Союза Автостраховщиков (РСА)
Касаемо базы РСА, которая с 2013 года служит главным инструментом определения класса, а значит и размера скидки, то нужно отметить недостатки и этого метода подтверждения своего безопасного стиля вождения. Вас попросту могут не найти в этих списках. Происходит это по следующим причинам:
- банальная опечатка оператора, которая может быть допущена как при первоначальном внесении данных в базу, так и во время повторного поиска. Как правило, это касается номера водительского удостоверения;
- данные не были занесены из-за того, что агент вовсе не отсылал его туда, либо он был потерян в дороге. А вносить изменения в базу могут только авторизованные представители страховщика;
- вы оформляли предыдущий полис в компании-пустышке, которые до сих пор встречаются на российском рынке. Конечно же в базах РСА этот период отмечен не будет;
- проверка может быть осуществлена только на момент, следующий за датой окончания предыдущего полиса. Из-за нарушения этого правила, данные могут отражаться некорректно;
- технические проблемы самой системы хранения информации.
На самом деле любой из этих недочетов можно нивелировать, действуя классическим способом, то есть предоставив все документы на бумажном носителе, из которых будет видно, что в аварии вы не попадали и должны претендовать на скидку.
Важно также отметить и положительную сторону новой процедуры проверки через РСА. Любой оформленный после этой проверки полис гарантирует застрахованному лицу положенные выплаты, тогда как до 2013 года в них могли отказать, причем именно из-за некорректно указанного при оформлении класса водителя.
Старая процедура предполагала предоставление истекшего полиса, а также устного свидетельства об имевших место ДТП. Подавляющее большинство водителей утверждало что ни в каких авариях не участвовало, благодаря чему получало повышенный класс и положенную скидку. При наступление же страхового случая, эти факты вскрывались при проверке, что вело к полному отказу в выплатах.
В случае безаварийной езды в первый год Ваш класс повысится с 3 на 4 и новый страховой полис ОСАГО будет рассчитан с новым значением КБМ = 1, таким образом Вы получите 17% скидку при оформлении новой страховки. На последующий год без ДТП Вы получите уже 5 класс с КБМ = 0,91 и еще 9% скидки (итого 26%)… и так далее…
Если же Вы участник ДТП, то в силу вступает коэффициент аварийности Малус (М повышение КБМ), который напрямую зависит от количества аварий. Например, в первый год страхования у Вас было было 2 ДТП, тогда класс понизится до М, а значение КБМ = 3,92. На следующий год расчет Вашего класса переместится на самый верх таблицы, откуда и пойдут последующие расчеты. Другой пример, класс водителя 9 (КБМ = 0,68), за год у водителя было 2 аварии, соответственно при оформлении нового полиса ОСАГО класс водителя станет 2, а КБМ = 1,76 и страховка подорожает на 76%.
Проверка на сайте РСА
Сайт СПС действует с 2006 года и содержит информацию обо всех страховщиках в Российской Федерации. Чтобы узнать свой показатель, вам следует зайти на сайт и перейти на вкладку «В помощь страхователю».
Чтобы узнать ставку со скидкой, вам необходимо рассчитать свой стаж вождения и количество запросов на оплату за год.
Рассмотрим пример, когда водитель имеет 4-летний стаж вождения и воспользовался возможностью подать заявление на страхование один раз в первый год. На момент страхования такому автолюбителю был присвоен 3 класс.
Когда потребовал страховую выплату, опустился до первого класса, показатель которого составляет 1,55. Такой же уровень сохранится и в следующем году. Следующие 24 месяца без происшествий приведут к тому, что водитель вернется в положение, соответствующее классу 3.
Онлайн-проверку коэффициентов проводят не только водители, но и страховые компании, оформляющие полис. Они также используют реестр AIS RSA для проверки.
Ни одна из политик не сможет найти термин, в котором упоминается KBM. Эти данные содержатся исключительно в базе данных сайта PCA.
Как узнать класс водителя по базе
Самый простой способ узнать класс водителя — онлайн, используя официальную базу данных PCA. Для этого перейдите в раздел «ОСАГО» на сайте СПС. В меню слева выберите пункт «Расчет стоимости ОСАГО». Затем выберите пункт «Проверить KBM». Подтвердите свое согласие на обработку персональных данных и нажмите кнопку «ОК».
Затем заполните анкету — в ней нужно указать:
- Серия и номер водительских прав (не паспорт)
- Тип собственника — физическое или юридическое лицо
- Дата начала контракта
- Дата заключения договора ОСАГО
- ФИО и дата рождения водителя
- Тип полиса — с ограничением водителя или без него
После подачи заявки система определит наличие этого драйвера в базе данных. В случае обнаружения система предоставит информацию о водителе и определит его класс на дату заключения контракта.
Если человек никогда ранее не выпускал ОСАГО (в том числе и тех, на кого политика не распространяется как водитель) или регистрируется впервые, информации о нем в базе данных может не быть. Но таким водителям всегда присваивается 3 класс с коэффициентом 1.
Водительский класс – от него зависит цена полиса ОСАГО?
Именно класс водителя сыграет главную роль при оформлении очередной ежегодной страховки. А вот в расчет цены договора возьмут такие данные:
- Тип вашего транспорта – будет установлен определенный тариф (грузовое или легковое авто, автобус и т.д.).
- Специальные тарифы существуют и для каждой модели и марки транспортного средства – здесь будет учтено, насколько каждый из них часто попадает в дорожно-транспортное происшествие.
- Место проживания владельца – существует статистика по каждому региону (количество аварий за определенный период). На основании этих данных и будет сформирован коэффициент.
- Молодые водители – придется заплатить большую стоимость ОСАГО, так как для них предусмотрен повышенный коэффициент расчета. Опытные водители (зрелые) – низкие коэффициенты. Важен ваш стаж за рулем.
- История вождения – также учитывается при расчете коэффициента.
Все показатели понятны для человека, но вот водительский класс – что это для страховщиков и как они его могут определить?
Стоимость ОСАГО и класс собственника ТС
Класс водителя имеет определяющую роль при формировании стоимости страхового полиса. Понятно, что чем выше этот класс, тем ниже стоимость искомой услуги. Вообще, стоимость ОСАГО рассчитывается на основании некоторых факторов:
- Большое значение имеет тип транспортного средства — для каждой разновидности существует определенный тариф (для легковых, автобусов и т.д.).
- Существуют тарифы для конкретных марок и моделей автомобиля, учитывая периодичность попадания их в аварийные ситуации на дорогах.
- Большую роль играет регион проживания автовладельца. Дело в том, что ведется определенный статистический анализ происшествий и ДТП во всех городах страны, на основании чего и устанавливается коэффициент каждому региону.
- Лицам, имеющим небольшой опыт вождения, устанавливаются более высокие коэффициенты, а опытным автолюбителям, соответственно, более низкие.
- Водительская история. На основании этого показателя, компании рассчитывают значение КБМ, которое и влияет на итоговую стоимость полиса.
Количество страховых случаев в течение предыдущего года | ||||||
Класс КБМ | Значение КБМ | 1 | 2 | 3 | 4 | |
М | 3,92 | М | M | M | M | |
2,94 | 1 | М | M | M | M | |
1 | 2,25 | 2 | М | M | M | M |
2 | 1,76 | 3 | 1 | M | M | M |
3 | 1,17 | 4 | 1 | M | M | M |
4 | 1 | 5 | 2 | 1 | M | M |
5 | 0,91 | 6 | 3 | 1 | M | M |
6 | 0,83 | 7 | 4 | 2 | M | M |
7 | 0,78 | 8 | 4 | 2 | M | M |
8 | 0,74 | 9 | 5 | 2 | M | M |
9 | 0,68 | 10 | 5 | 2 | 1 | M |
10 | 0,63 | 11 | 6 | 3 | 1 | M |
11 | 0,57 | 12 | 6 | 3 | 1 | M |
12 | 0,52 | 13 | 6 | 3 | 1 | M |
13 | 0,46 | 13 | 7 | 3 | 1 | M |
Особенности перерасчета классов и стоимости
Иногда бывает так, что автомобиль, ранее используемый вами, простаивал без дела (например, если его владельца лишали водительских прав), и, в результате автовладелец также не оформлял полис по обязательному страхованию автогражданской ответственности. В этом случае, когда вы обратитесь за повторным оформлением страховки, ваш класс заново будет понижен до начального уровня – третьей ступени, и весь следующий год для вас будут действовать соответствующие ей тарифы.
Кроме того, если вы являетесь новичком, и в первый же годичный срок, проведенный за рулем, попали в аварию, и потребовали выплату страховки, вы можете столкнуться с массой неприятных последствий, например, стоимость вашего полиса в течение последующих 14 лет будет формироваться с учетом искомого обстоятельства. При условии, что вы будете попадать в аварии повторно, изменяться будут также и следующие показатели:
- класс водителя – в сторону понижения;
- коэффициент бонус-малус в сторону повышения соответственно.