Пункт 11.4. ПДД регламентирует правила обгона транспортных средств. Согласно ПДД, обгон запрещен:
на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
на пешеходных переходах;
на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.
За нарушения правил обгона или объезда автомобилистов наказывают по статье 12.15 КоАП РФ
ч .4.
Напомним, что обгон — это маневр, при котором водитель при опережении автомобиля выезжает на встречную полосу, а после завершения маневра — возвращается на исходную.
Наказание за обгон на переезде и за обгон меньше чем за сто метров до переезда:
5000 рублей или лишение права управления автомобилем на срок от 4 до 6 месяцев.
Наиболее частое наказание — лишение прав на пол года.
За повторный обгон на железнодорожном переезде наказывают лишением прав на один год. (статья 12.15 КоАП РФ ч. 5).
Однако, закон более лоялен, если водитель выезжает на встречную полосу с целью объехать препятствие. Такой маневр менее опасен, а значит и наказывать водителя можно не так строго. И так, штраф за объезд препятствия с выездом на встречную полосу на железнодорожном переезде и менее чем за 100 метров до него:
1000 — 1500 рублей. (статья 12.15 КоАП РФ ч. 3)
Обгонять других участников дорожного движения вблизи железнодорожных путей крайне опасно. Скоростные маневры могут привести к вылету участников на железную дорогу. Столкновение с поездом несет высокую вероятность смерти или тяжкого вреда здоровью участников ДТП.
Проезд регулируемых железнодорожных переездов со шлагбаумом
Любой регулируемый переезд через железнодорожные пути обозначается различными дорожными знаками в зависимости от того, с шлагбаумом он или нет и как далеко находится.
Приближение к железнодорожному переезду:
- Первый знак устанавливается в 150-300 метрах от переезда. На этом расстоянии разрешается обгон только автомобилей, движущихся на маленькой скорости.
- Второй знак устанавливается на расстоянии 100-200 метров от опасной зоны. С этого расстояния обгон запрещен.
- Третий знак знак приближения к железнодорожному переезду находится в 50-100 метрах от переезда. Помимо запрета на обгон добавляется запрет на стоянку транспортных средств.
Штраф за переезд стоп линии
Правила остановки на железнодорожном переезде, при запрете движения, описаны в п. 15.4 ПДД. По нему, водитель должен остановиться у знака “стоп”,или стоп линии. Если отсутствует знак или стоп линия, водитель должен остановиться не ближе пяти метров от шлагбаум. Отсутствует шлагбаум — остановиться не ближе чем 10 метром от ближайшего рельса железнодорожных путей.
Переезд стоп линии на жд путях трактуется как нарушение правил проезда через железнодорожные переезды.
Остановка на перед железнодорожными путями при запрете движения регулируется пунктом 4 главы 15 ПДД. Поэтому, за нарушение правил водителя наказывают по ч.2 статьи 12.10 КоАП РФ.
Штраф за переезд стоп линии на жд путях — 1000 рублей. (статья 12.10 ч.2)
Нарушение правил проезда через железнодорожные переезды, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
Как обжаловать штраф?
Оспорить штраф за проезд на красный свет можно в следующих случаях:
- если камера зафиксировала неправильный номер и штраф пришел ошибочно;
- если сотрудник ГИБДД, выписавший штраф за проезд на красный свет на камеру видеонаблюдения, не учел условия, в которых находился водитель (например, сильный снегопад, за которым невозможно было рассмотреть сигнал светофора);
- если за рулем находился не владелец авто;
- если водитель проехал на красный в случаях, когда движение на красный сигнал светофора разрешено.
Законом предусмотрена возможность обжаловать штраф в течение 10 дней с момента вынесения постановления. Для этого необходимо подать жалобу в ГИБДД или суд по месту совершения правонарушения.
Для жалобы водителю надо знать:
- уникальный номер постановления (УИН);
- ФИО начальника отдела, сотрудник которого вынес постановление о штрафе;
- данные автовладельца и его машины.
На участках дороги с реверсивным движением устанавливается специальный светофор, регулирующий перемещение транспортных средств по конкретным полосам. Он устанавливается в тех местах, где направление движения может поменяться. Такие светофоры, как правило, имеют два «окна». Первое со значком «Х» красного, а второй со стрелкой зеленого цвета. Первый не разрешает движение, а второй позволяет водителю перемещаться по полосе. При этом светофор действует исключительно для той секции дороги, над которой расположен.
Базовые сигналы устройства иногда дополняются сигналом желтого цвета (стрелка, имеющая диагональное направление). Ее назначение заключается в информировании человека за рулем о будущем изменении сигнала и необходимости перестройки на указанную полосу. Отключение какого-либо сигнала на светофоре свидетельствует о запрете движения по полосе, над которой он стоит.
Максимальный период для оплаты штрафа за проезд на красный сигнал светофора составляет 60 дней, включая выходные и праздничные дни. Время отсчета начинается в день, когда вы получили уведомление о штрафе. Просрочка оплаты даже на один день приводит к дополнительной административной ответственности, а нарушитель в этом случае получает или двукратный размер штрафа, или арест на 15 суток, или обязательные работы в объеме 50 часов.
Однако в 2024 году закон предусматривает исключение для нарушителей, которые оказались в сложном финансовом положении. В этом случае гражданин России (на иностранцев послабление не распространяется) может получить отсрочку платежа на период до 3 месяцев.
Во всех остальных случаях за неуплату сотрудник ГИБДД вправе задержать водителя и, не дожидаясь его согласия, доставить в здание суда для рассмотрения текущего вопроса. Если задержание состоялось в выходной или праздничный день, водителя отправляют в ближайший отдел полиции (максимальный срок задержания – 48 часов), после чего сразу перенаправляют в суд.
Автомобиль при этом доставляют на штрафстоянку, где он будет находиться до погашения задолженности за нарушение ПДД. На практике чаще всего поступают гораздо проще: в течение 10 дней данные о должнике направляют судебным приставам, которые принудительно взыскивают необходимую сумму со счета правонарушителя (в этом случае водитель потеряет еще 7% от общей суммы долга или минимум 500 рублей).
Снимаются ограничения буквально на следующие сутки после погашения задолженности, разрешая законное перемещение на автомобиле. Иногда бывший должник сталкивается с продлением ограничения, что происходит ввиду технической ошибки в работе Инспекции по БДД. В этом случае можно позвонить или обратиться лично к инспектору для разъяснения ситуации (как правило, решается это очень быстро).
Размер санкции будет ровно тот же, как если вы попались бы во второй раз – то есть будучи подвергнутым ответственности за первое нарушение. Только теперь срок подвергнутости нужно считать не от первого нарушения, а от второго.
И тут есть тонкость отсчёта периода окончания исполнения наказания в случае, если во второй раз вас лишили прав. Исполнение в этом случае – это срок лишения. И заканчивается оно, соответственно, на следующий день после окончания этого срока.
Ещё один пример. Вас лишили прав за повторный второй проезд на красный 3 февраля 2023 года на срок 5 месяцев. Постановление суда вступило в силу 14 февраля, вы вовремя сдали водительское удостоверение в ГИБДД. В этом случае срок лишения закончится 14 июля 2023 года. И вы будете подвергнуты наказанию от 14 февраля текущего и до 15 июля следующего года – если вы снова попадётесь с проездом на красный свет в этот период, то вас ждёт повторная статья. Только если речь идёт о сотруднике ДПС на дороге, то за третий рецидив, вероятнее всего, снова присудят лишение и уже на максимальный срок.
Что представляет собой повторное нарушение правил?
Чтобы обезопасить участников движения от тех лиц, которые не учатся на собственных ошибках и нарушают правила вновь, вводятся дополнительные санкции. Водитель, нарушив правило два и более раз в течение определенного периода, может лишиться прав. Согласно правилам, которые описаны в Кодексе об административных правонарушениях, в течение года нарушение не должно повторяться. Этот период считают с даты уплаты (данное положение не действует при лишении прав, при котором годовой отсчет производится с даты, когда оно было зафиксировано).
Решение о вторичном нарушении с вытекающим из него лишением прав принимается только тогда, когда на дороге совершаются однотипные промахи. Например, в обоих случаях наблюдается превышение скорости.
Повторное нарушение определяется посредством обращения к базе данных, которая включает сведения о каждом случае штрафа. Если к водителю ранее предъявляли претензии как к участнику движения, инспектор увидит эту информацию и считает ее с учетом сроков. Если прошло менее года с момента последнего взыскания, у водителя есть два варианта – остаться без прав управлять транспортным средством, либо заплатить максимальный размер штрафа в качестве альтернативы. Последнее остаётся на усмотрение инспектора – для окончательного решения учитывается характер нарушения, его причины и обстоятельства.
Вынести решение о том, что водитель лишен прав, может только суд. Инспекторы ГИБДД не имеют соответствующих полномочий. Их работа на данном этапе заключается в заполнении протоколов и формировании судебной базы.
Какие камеры фиксируют проезд на запрещающий сигнал?
Далеко не все средства фото- и видеофиксации нарушений Правил фиксируют проезд на красный. Так, на 2022 год практически ни одна переносная камера этого не делает, потому как на практике устанавливают специальные комплексы, которые работают вкупе с чтением режима работы светофора – фаз запрещающего и разрешающего сигналов.
Точно не фиксируют проезд на красный такие камеры:
- Крис-П,
- Ураган,
- Кратон,
- Скат.
Какие камеры могут висеть с целью фиксации проезда на запрещающий сигнал:
- Одиссей – висит чаще всего на горизонтальном ответвлении от столба прямо над проезжей частью и «смотрит» на начало перекрёстка с выездом на него с фиксируемого участка дороги,
- Автодория – висит непосредственно на столбе после перекрёстка (либо до, если «стреляет» в заднюю часть автомобиля).
Могут ли лишить прав за нарушение правил у ж/д
При этом скидка доступна не для всех штрафов. Есть специальный список исключений, на которые скидка не распространяется.
Чем же будет чреват переезд железнодорожных путей без остановки и почему это является нарушением? Практически каждый такой участок снабжен в целях безопасности знаком «стоп», определяющим необходимость кратковременной остановки (без отключения двигателя).
Есть смысл отдельно остановиться на проезде жд переезда на красный сигнал. Технически, этот вариант возможен на переездах без шлагбаума, при начавшемся закрываться шлагбауме (красные огни переездного светофора уже мигают), и если переезд не оборудован заградительными барьерами.
Остановка на ж/д переезде не будет являться нарушением только в том случае, если присутствовали определенные обстоятельства. В их числе – причины, связанные с состоянием здоровья автомобилиста или технической исправностью машины.
Но чтобы не пострадать при переезде через столь опасный участок дороги, необходимо строго выполнять правила проезда железнодорожных переездов.
Обнаружение нарушений
На сегодняшний день большая часть таких нарушений фиксируется непосредственно инспекторами. Это связано с плохой опосредованностью переездов. На многих из них не установлены светофоры и шлагбаумы, не то что системы автоматической фиксации нарушений. Однако такие системы уже существуют и применяют в ограниченных масштабах.
ВАЖНО !!! Если совершенное нарушение было зафиксировано камерой, то водителю не может грозить лишение прав, а назначается максимальный штраф по статье. В остальном никаких отличий нет.
В 2022 году изменений в рассматриваемый раздел КоАП не вносилось. За нарушение ПДД в нахождении и пересечении переезда все также предусмотрена ответственность, которая существенно варьируется в зависимости от степени опасности. Максимальное наказание, которое может получить водитель в административном порядке — лишение прав на 1 год, а в случае наступления иных тяжких последствий по вине водителя предусмотрена уголовная и гражданская ответственность. В связи с этим необходимо соблюдать правила в любых ситуациях, ведь сэкономленная минута может навсегда изменять жизнь в худшую сторону.
Сколько стоит, если проскочили во второй раз на красный?
5 000 рублей.
Этот размер штрафа вы могли увидеть в таблице выше. Но предусмотрено за это и лишение прав как более жёсткая альтернатива финансовому наказанию.
Обратите внимание, если вы проехали во второй раз на красный сигнал под камеру, то вам будет вынесен только штраф. Вам придёт «письмо счастья» и никакого лишения законом не предусмотрено в этом случае. Даже если в первые раз вас остановил и выписал постановление сотрудник ГИБДД.
А вот если во второй раз за езду под красный сигнал вас поймал инспектор, то вне зависимости от способа фиксации в первый раз может быть лишение прав. Это уже будет решать сначала начальник ГАИ на разборе (он выпишет штраф сам, если решит, что этого достаточно, а если нет, то передаст дело в суд – сотрудники не имеют права назначать лишение водительских прав), а затем судья (который тоже может назначить штраф 5 000 рублей, если посчитает, что этого достаточно).
Какой размер штрафа за проезд на красный в 2024 году?
1 000 рублей. Такая сумма санкции грозит вам по части 1 статьи 12.12 КоАП РФ.
Однако, такое наказание грозит в случаях, когда:
- вы совершили это правонарушение в первые раз (за последний год),
- речь идёт о красном сигнале или красной стрелке на дополнительной секции для транспортных средств – то есть вы водитель на машине, а не пешеход или велосипедист,
- светофор установлен не на ж/д переезде, а на перекрёстке или для регулирования движения пешеходов и автомобилей.
В противном случае предусмотрены другие размеры штрафов ГИБДД за красный свет – о них мы поговорим ниже.
Более никаких мер обеспечения в случае применения штрафа 1 000 рублей не предусмотрено – ни эвакуации на штрафстоянку, ни снятия госномеров, ни иных мер и дополнительных наказаний.
Есть ли разница, если проехать на перекрёстке или нет?
Нет.
Размер штрафа для водителей одинаковый:
- за выезд на красный сигнал или стрелку на перекрёстке,
- за движение на запрещающий, если светофор регулирует только пешеходный переход,
- и иные ситуации езды на красный свет, кроме случаев ж/д переезда.
Сколько стоит, если проскочили во второй раз на красный?
5 000 рублей.
Этот размер штрафа вы могли увидеть в таблице выше. Но предусмотрено за это и лишение прав как более жёсткая альтернатива финансовому наказанию.
Обратите внимание, если вы проехали во второй раз на красный сигнал под камеру, то вам будет вынесен только штраф. Вам придёт «письмо счастья» и никакого лишения законом не предусмотрено в этом случае. Даже если в первые раз вас остановил и выписал постановление сотрудник ГИБДД.
А вот если во второй раз за езду под красный сигнал вас поймал инспектор, то вне зависимости от способа фиксации в первый раз может быть лишение прав. Это уже будет решать сначала начальник ГАИ на разборе (он выпишет штраф сам, если решит, что этого достаточно, а если нет, то передаст дело в суд – сотрудники не имеют права назначать лишение водительских прав), а затем судья (который тоже может назначить штраф 5 000 рублей, если посчитает, что этого достаточно).
Оспорить штраф – реально?
На дорогах часто возникают спорные случаи, которые водитель может трактовать в свою пользу. Профессиональный юрист может дать подсказку, как действовать при тех или иных обстоятельствах – в частности, он может сформировать запрос на предоставление данных видеорегистраторов. Их можно использовать для обжалования постановления о штрафе.
Действия сотрудников дорожной полиции можно обернуть в пользу водителя, если соблюдаются условия:
- Имеются технические неисправности в работе дорожного автофиксатора или технические ошибки, связанные с выдачей постановлений (тень от проезжающей мимо машины, неверный государственный номер, ошибки в данных собственника транспортного средства, и т.д.).
- Разговор с автоинспектором происходил в напряженной обстановке.
- В момент внесения нарушения в протокол за рулем находилось лицо, косвенно имеющее отношение к данному транспортному средству (его дали родственнику или знакомому).
- Автомобиль является собственностью по документам, но не поставлен на учет в Госавтоинспекции – в таких случаях все претензии направляются в адрес бывшего владельца, который регистрировал машину, и другие.
- Автоинспектор остановил машину в неположенном месте – его действия в данном случае неправомерны изначально.
Штрафы за нарушение правил проезда жд переездов
Нарушение правил проезда железнодорожного переезда может быть сопряжено с некоторыми спорными моментами, при которых автомобилист не соглашается с тем, что он совершил проступок. В качестве примера можно рассмотреть следующие случаи.
- Если шлагбаум начал опускаться или красный свет включился после того, как автомобилист выехал на территорию, его действия не могут считаться нарушением. В такой ситуации водителю следует как можно скорее проехать участок, чтобы избежать столкновения с проезжающим поездом.
- При наличии неисправности авто, которая послужила причиной остановки на переезде, также недопустимо применять наказание к автомобилисту. В такой ситуации следует принять меры для того, чтобы все пассажиры вышли из машины и само авто как можно скорее было убрано с территории путей.
- В случае если автомобилист уже начал движение по переезду (при условии включения красного света), а сзади него образовался затор, следует как можно быстрее проехать вперед – такой маневр также не может считаться нарушением.
В любой ситуации, когда сотрудником ГИБДД или автоматически (на основании записи установленной камеры видеонаблюдения) вменяется нарушение ПДД, водитель может не согласиться и в ответ привести доводы и доказательства, на основании которых привлечения к ответственности не произойдет.
Основные правила, которых стоит придерживаться при пересечении такого участка, следующие:
- при подъезде надлежит руководствоваться требованиями установленных знаков, светофора, разметки и дежурного;
- на подъезде к переезду следует убедиться в отсутствии состава, который может приближаться;
- нельзя выезжать на пути в случае присутствия запрещающих сигналов или затора, который образовался сразу за переездом;
- строго запрещено самому пытаться открыть шлагбаум;
- нельзя обгонять машины на переезде;
- при необходимости остановки по причине проезжающего состава и отсутствии светофора, разметки или знаков минимальное расстояние между ближайшим рельсом и авто должно составлять 10 метров;
- при вынужденной остановке и невозможности незамедлительно убрать авто с путей стоит послать в обе стороны (откуда может приближаться поезд) людей, которые посредством предупреждающих сигналов смогут сообщить машинисту о том, что на рельсах присутствует преграда.
Железнодорожный переезд – довольно опасный участок дороги, нарушение правил дорожного движения на котором чревато необратимыми последствиями. Только четкое соблюдение ПДД поможет водителю избежать привлечения к ответственности и создания аварийной ситуации, которая может привести к столкновению машины с движущимся на большой скорости составом.