Проверка бобины зажигания — это длительный процесс, состоящий из внешнего осмотра и проведения тестов с использованием измерительных приборов. Бобины обычно тестируются на особых стендах в сервисных мастерских или дилерских центрах. Если нужно провести измерения в кустарных условиях, обычно используют мультиметр — универсальный прибор с широким спектром действия.
Признаки неисправностей катушек зажигания
Любые повреждения и другие дефекты катушек зажигания сразу проявляются нарушением работы двигателя вашего авто. Существует два основных вида неисправности, это маломощная искра или ее полное отсутствие. С трудом заведенный двигатель работает прерывисто, троит, горючая смесь не выгорает полностью, сильно падает мощность и подобное.
Основные признаки указывающие на нарушения в работе катушки:
- в цилиндрах не всегда происходит детонация смеси;
- проблемы в пуске двигателя;
- прерывистые холостые обороты;
- появляются рывки на разгоне;
- «стреляет» выхлопная система;
- двигатель не заводится совсем;
- начинает «троить».
Алгоритм поиска неисправности
Во всех других случаях поиск неполадок зажигания начинают с конца и по порядку. После каждого шага проверяют искру.
- Меняют старую свечу на гарантированно рабочую.
- Если на модели съемный свечной колпак, его снимают, оголенный свечной провод замыкают на массу с зазором, примерно как у свечи. Дергают стартер. Если искра есть, проблемы в колпаке. Её устраняют.
- Меняют свечной провод там, где предусмотрено возможность демонтировать его от источника.
- Визуально осматривают провода от выключателя. При вибрации, в случае контакта с металлом, они могут повредиться. Если места трения есть, провод меняют, даже если нет внешних повреждений изоляции. Для проверки провода можно использовать тестер или мультиметр.
На этом мелкие и легко устранимые неполадки заканчиваются. Если проблема не решена, значит, причина более серьёзная. Современные катушки и системы зажигания на большинстве бензопил очень надежны. Они рассчитаны на срок службы даже больший, чем вся бензопила в целом. В них нет механических движущихся деталей, как в старых кулачковых системах. Они достаточно изолированы от засорения и влаги.
Если по случайному заводскому браку случится межвитковое замыкание в катушке или выйдет из строя электроника, ремонту эти детали не подлежат. Потребуется замена на новые.
Зачем нужен этот элемент
Катушка системы зажигания предназначена для производства высоковольтного напряжения. Генерируется оно из низковольтного, которое поступает из аккумулятора, и передается на свечи.
Схема работы данного устройства на самом деле очень проста, поскольку с ним в цепи зажигания находятся всего лишь 5 деталей: батарея, катушка, распределитель, прерыватель, конденсатор, свечи. Каждая из них играет определенную роль и тесно связана с катушкой зажигания.
Повреждение данной детали крайне негативно влияет на систему зажигания и двигатель в целом. Любая поломка способна воспрепятствовать работе всего силового агрегата. Если в катушке имеется ток, а цилиндр поднимается к верхней мертвой точке, срабатывает прерыватель (один из составляющих элементов системы зажигания), который разрывает цепь первичной обмотки. В случае наличия неисправности вместо дальнейшей передачи импульса на распределитель произойдет короткое замыкание, которое выведет из строя всю систему зажигания. В итоге автомобиль заглохнет и больше не заведется.
Проверка вторичного электрического контура катушки зажигания
Вторичный электрический контур катушки зажигания отвечает за передачу высокого напряжения к свечам зажигания. Если этот контур не работает должным образом, то двигатель может работать нестабильно или вовсе не заводиться.
Для проверки вторичного электрического контура катушки зажигания без использования мультиметра можно воспользоваться методом посредством смотровой свечи. Этот метод поможет определить, есть ли высокое напряжение вторичной обмотки катушки зажигания.
Для проверки понадобится смотровая свеча, которая имеет металлический штырь, который подключается к вторичной обмотке катушки зажигания. Устанавливается смотровая свеча вместо одной из свечей зажигания, и провод из катушки зажигания подсоединяется к металлическому штырю смотровой свечи. Теперь можно запустить двигатель и наблюдать наличие и интенсивность искр, которые должны появляться между электродами свечи.
Если при запуске двигателя искры не появляются, то это говорит о проблемах во вторичном катушки зажигания или в проводках. Если искра есть, но она красноватого цвета и слабая, то это может говорить о проблемах с контактами или высоком сопротивлении в цепи зажигания.
Возможные неисправности, которые могут привести к отсутствию или недостаточному напряжению вторичной обмотки катушки зажигания, включают в себя: негерметичность, повреждения или изоляцию проводов, обрыв обмотки катушки зажигания или неправильные контакты.
Симптомы неисправности: | Возможные причины: |
---|---|
Нестабильная работа двигателя или не удалось его завести | Обрыв провода, повреждение или негерметичность катушки зажигания, плохие контакты |
Сильные вибрации автомобиля при работе двигателя | Изоляция проводов катушки зажигания повреждена |
Разряды электроламп дополнительного оборудования или трудности в управлении электрическим оборудованием автомобиля | Проблемы вторичной обмотки катушки зажигания |
Если вы обнаружите проблему во вторичном электрическом контуре катушки зажигания, лучше обратиться к специалистам для проведения более подробной диагностики и решения проблемы.
Причины неисправностей
Существует несколько причин, из-за которых катушка зажигания полностью или частично выходит из строя. Среди них:
- Механические повреждения. Это может быть банальное старение, из-за которого происходит разрушение изоляции. Также существует вероятность протекания масла через уплотнители, которое попадает на изоляцию или корпус катушки и разрушает их. Ремонт в данном случае вряд ли возможен, поэтому лучшим вариантом будет полная замена узла.
- Повреждения контактного соединения. В теплую погоду причиной этого может быть попадание влаги в подкапотное пространство. Например, во время сильного дождя, езде по глубоким лужам, мойке автомобиля. Зимой вероятно попадание на катушку состава, которым посыпают поверхность дороги для борьбы с гололедицей.
- Перегрев. Ему зачастую подвержены индивидуальные катушки. Из-за перегрева может значительно уменьшиться срок службы катушек зажигания. Процесс перегрева сложно контролировать, однако старайтесь использовать качественную охлаждающую жидкость и следить, чтобы нормально работала система охлаждения двигателя.
- Вибрации. Они особенно вредны для индивидуальных катушек зажигания. Вибрации, как правило, идет от головки блока цилиндров (ГБЦ). Чтобы уменьшить количество и амплитуду вибраций, следите за тем, чтобы двигатель работал в нормальном режиме (без детонации и с исправными подушками).
Удалось ли вам проверить катушки зажигания на Лада мультиметром?
Как проверить катушку зажигания на выявление неполадок? Чтобы детально разобрать ответ на данный вопрос, необходимо рассмотреть устройство данного узла и принцип работы системы зажигания.
Такие схемы зажигания употреблялись в машинах впредь до начала 90-х годов. Главный недочёт таких схем – подгорание электрических контактов 4, так как через них протекает громадной ток.
В такой схеме основную токовую нагрузку принимает на себя усилительный транзистор Т1, через прерыватель Пр протекает небольшой ток, он не разрушается.
Опытные автовладельцы, имеющие минимальные знания в механике, разделяют процесс на три основных этапа: подготовка, визуальный осмотр и диагностика с помощью прибора. Можно отвезти машину в сервис и доверить процесс профессионалам. Но, имея мультиметр, автовладелец сможет выполнить проверку самостоятельно. Кроме того, такой процесс будет полезен для понимания принципа работы автомобиля.
Визуальный осмотр катушки зажигания
Проверка катушки зажигания без использования мультиметра может начаться с визуального осмотра самой катушки. В ходе осмотра вы можете выявить внешние признаки повреждений, которые могут указывать на неисправность катушки.
Перед началом осмотра необходимо убедиться, что катушка зажигания не работает под напряжением. Для этого отсоедините провода от свечей зажигания и отключите подачу тока на катушку.
Внешний осмотр катушки зажигания может помочь в определении следующих проблем:
- Физические повреждения: проверьте наличие трещин, а также признаки обгорания или перегрева катушки. Также обратите внимание на состояние электродов и гнезда свечи зажигания.
- Коррозия: обратите внимание на наличие окислов или коррозии на контактах катушки, проводах или свечах зажигания. Коррозия может препятствовать нормальной передаче электрического сигнала.
- Вытекание масла: если вы заметили на катушке следы масла или смазки, это может указывать на проблему с уплотнениями и требовать замены катушки.
- Перегоревшие предохранители: загляните внутрь катушки и проверьте состояние предохранителей. Если они перегорели, то это может быть причиной неисправности катушки.
Визуальный осмотр катушки зажигания позволяет вам быстро оценить ее состояние и обнаружить некоторые типичные неисправности. Однако, чтобы быть уверенным в ее работоспособности, рекомендуется провести дополнительные тесты с помощью мультиметра или обратиться к профессионалам для более точной диагностики.
Проверка катушки зажигания с помощью тока аккумулятора
Если у вас нет мультиметра, но вы хотите проверить катушку зажигания, вы можете воспользоваться током аккумулятора. Следуйте этим простым шагам:
- Отключите аккумулятор, чтобы исключить возможность поражения электрическим током.
- Ослабьте крепежные болты и отсоедините соединительные провода, связывающие катушку зажигания с зажигательными свечами.
- Подведите катушку зажигания к клемме положительного (+) полюса аккумулятора.
- Возьмите провод с крокодиловыми зажимами и подключите один конец к корпусу катушки зажигания.
- Прикрепите другой конец провода к клемме отрицательного (-) полюса аккумулятора.
- Включите зажигание, но не пускайте двигатель.
Помните, что безопасность всегда должна быть на первом месте. При работе с электрическим током следуйте указанным выше инструкциям и применяйте все необходимые предосторожности.
Проверка сопротивления катушки зажигания с помощью стороннего прибора
Если у вас нет мультиметра или вы не уверены в его работе, вы все равно можете проверить сопротивление катушки зажигания с помощью стороннего прибора. Для этого вам понадобится кусок провода и вольтметр.
- Отсоедините провода от катушки зажигания.
- Возьмите кусок провода и подсоедините его к одному из контактов катушки зажигания.
- Подсоедините другой конец провода к аккумулятору автомобиля.
- Подключите вольтметр к другому концу катушки зажигания.
- Установите вольтметр в режим измерения сопротивления.
- Сравните показания вольтметра с техническими характеристиками катушки зажигания, предоставленными производителем. Обычно сопротивление катушки зажигания составляет около нескольких килoом.
- Если показания вольтметра отличаются от технических характеристик, то катушка зажигания возможно неисправна.
Проверка сопротивления катушки зажигания с помощью стороннего прибора – простой и быстрый способ определить работоспособность этого важного элемента автомобиля без использования мультиметра.
Проверка самой катушки зажигания
Если у вас нет мультиметра, вы все же можете проверить катушку зажигания с помощью простых методов. Вот несколько способов:
1. Внимательно осмотрите катушку зажигания на наличие повреждений или трещин. Если они есть, катушка, скорее всего, не работает должным образом и нуждается в замене.
2. Проверьте соединения катушки. Убедитесь, что все провода подключены катушке надежно и не имеют повреждений. Отсоедините провода и проверьте их на наличие коррозии или окисления. Если обнаружены повреждения, замените провода или очистите их.
3. Пользуйтесь сенсорным методом проверки. Осторожно прикоснитесь к корпусу катушки зажигания пальцем. Если вы почувствуете удар тока, это означает, что катушка работает исправно. Однако, будьте осторожны при проведении этой проверки, так как электрический удар может быть опасным.
Если ваша катушка зажигания прошла все эти проверки и все еще не работает нормально, скорее всего, она действительно вышла из строя и требует замены. Если у вас возникли серьезные проблемы с катушкой зажигания или вы не уверены в своих навыках автомеханика, рекомендуется обратиться к профессионалам для диагностики и ремонта вашего автомобиля.
Если у вас нет мультиметра, чтобы проверить катушку зажигания на автомобиле, вы можете воспользоваться простым способом. Для этого вам понадобится фонарик или лампочка с проводами.
Включите фонарик в темноте или лампочку, чтобы создать искру. Затем подключите провод одного конца к корпусу катушки зажигания, а другой конец приложите к земле автомобиля, например, к кузову или минусовому полюсу аккумулятора.
Если катушка зажигания исправна, то при подключении провода к земле вы должны увидеть искру между контактами катушки. Если искра есть, значит катушка функционирует должным образом. Если искры нет, то вероятно катушка зажигания неисправна и требуется замена.
Помните, что данная проверка не гарантирует 100% точность результата, поэтому рекомендуется все же воспользоваться мультиметром для более точной диагностики катушки зажигания.
Проверка на наличие искры
Для проверки на наличие искры в катушке зажигания без использования мультиметра можно использовать несколько способов. Есть два классических метода, которые могут быть использованы с минимальным инструментарием и без особых усилий: проверка на наличие искры между катушкой и клеммами свечи зажигания и проверка наличия искры между катушкой и заземленной поверхностью.
Метод | Описание |
---|---|
Проверка наличия искры между катушкой и клеммами свечи зажигания | Для проведения этой проверки необходимо отсоединить катушку зажигания от свечей зажигания и установить ее на заземленную поверхность. Затем, запуская двигатель, нужно приложить клемму свечи зажигания к металлической поверхности двигателя и обратить внимание на наличие искры между клеммой и свечей зажигания. Если искра прыгает, то катушка работает исправно. Если нет искры или она плохая, катушка требует замены. |
Проверка наличия искры между катушкой и заземленной поверхностью | Для проведения этой проверки также необходимо отсоединить катушку зажигания от свечей зажигания и установить ее на заземленную поверхность. Затем, запуская двигатель, нужно приложить заземленную проводящую деталь (например, отвертку) к высоковольтным контактам катушки и обратить внимание на наличие искры между ними. Если искра прыгает, то катушка работает исправно. Если нет искры или она плохая, катушка требует замены. |
Симптомы неисправности катушки зажигания
Признаки неисправности катушки зажигания заключаются в том двигатель периодически «троит» (актуально троение в дождливую погоду, и при запуске мотора, «на холодную»), имеют место «провалы» при разгоне машины, при визуальном осмотре катушки наблюдаются «дорожки» электрического пробоя, подгорание контактов, следы термического перегрева, наличие большого количества грязи и мусора в корпусе катушки и другие, более мелкие, неисправности. Чаще всего причинами неисправности катушки является обрыв ее первичной или вторичной обмоток. В некоторых случаях просто повреждение их изоляции. На начальном этапе катушка будет работать более-менее нормально, однако со временем проблемы будут усугубляться, и описанные выше признаки будут проявляться в большей мере.
Существует несколько типовых признаков пробоя катушки зажигания. Сразу стоит оговориться, что перечисленные ниже неисправности могут быть вызваны и другими причинами, поэтому диагностику все же стоит проводить комплексно, в том числе проверив и состояние катушек зажигания. Так, симптомы пробоя можно разделить на два типа — поведенческие и визуальные. К поведенческим относится:
- Двигатель начинает «троить». И с течением времени ситуация все усугубляется, то есть «подтраивание» выражается все четче, теряется мощность и динамика двигателя.
- При попытке быстрого разгона имеет место «провал», а при работе на холостом ходу аналогично резко не повышаются обороты двигателя. Также имеет место потеря мощности под нагрузкой (при перевозе тяжелых грузов, езде в гору и так далее).
- «Троение» двигателя чаще возникает в дождливую (влажную) погоду и при запуске двигателя «на холодную» (особенно характерно для низких температур окружающего воздуха).
- В некоторых случаях (на более старых машинах) возможно появление в салоне запаха несгоревшего бензина. На более новых автомобилях аналогичная ситуация может быть, когда вместо более-менее чистых выхлопных газов к ним добавляется запах несгоревшего бензина.
При демонтаже катушки зажигания при ее неисправности можно наблюдать визуальные признаки того, что она полностью или частично вышла из строя. Так, к ним относится:
- Наличие на корпусе катушки «дорожек пробоя». То есть, характерных темных полос, по которым «прошивает» электричество. В некоторых, особо «запущенных» случаях, на дорожках имеют место окалины.
- Изменение (помутнение, почернение) цвета диэлектрика на корпусе катушки зажигания.
- Потемнение электрических контактов и разъемов, возникшее вследствие их подгорания.
- Следы перегрева на корпусе катушки. Обычно они выражаются в неких «потеках» или изменении геометрии корпуса в некоторых местах. В «тяжелых» случаях они могут иметь горелый запах.
- Высокая загрязненность на корпусе катушки. Особенно вблизи электрических контактов. Дело в том, что электрический пробой может происходить именно по поверхности пыли или грязи. Поэтому желательно не допускать такого состояния.
Основной же признак неисправности катушки — отсутствие воспламенения топливной смеси. Однако такая ситуация возникает не всегда, поскольку в определенных случаях часть электрической энергии все же уходит на свечу, а не только на корпус. В этом случае необходимо провести дополнительную диагностику.
Ну и на современных машинах в случае возникновения пробоя катушки зажигания электронный блок управления двигателем (ЭБУ) сообщит об этом водителю, активировав на приборной панели лампу Check Engine (и диагностическим кодом пропуски зажигания). Однако она может засветиться и из-за других неисправностей, поэтому для этого нужна дополнительная диагностика с помощью программных и аппаратных средств.
Описанные выше признаки неисправности актуальны в случае, если в двигателе установлены индивидуальные катушки зажигания. Если конструкцией предусмотрена установка одной, общей для всех цилиндров, катушки — то двигатель заглохнет вовсе (это, собственно, одна из причин, почему на современных машинах устанавливают несколько индивидуальных модулей).
Первые признаки неисправности
Перед проверкой катушку нужно снять с мотоцикла, воспользовавшись имеющимися инструментами. Перед снятием деталь нужно аккуратно отсоединить от разъёмов, а при извлечении следует быть внимательным, чтобы не надломить её хрупкое крепление. Достав катушку, внимательно посмотрите на её поверхность.
Главным признаком неисправности катушки будут тёмные пятна на поверхности обмотки, а также следы плавления, которые свидетельствуют о подаче чрезмерно большого напряжения на деталь. Кроме того, поводом насторожиться будут пятна масла или других посторонних веществ, которых в системе зажигания теоретически быть не должно. При работе зажигания без работы мотора на поверхности обмотки могут появляться отчётливо заметные повреждения — в том числе и видимые невооружённым глазом разрывы. Однако полагаться только на визуальный контроль не следует — после осмотра деталь подвергают тщательному обследованию.
Как проверить катушку зажигания если нет мультиметра
- Б 114 Б (для ЗИЛ 431410, ГАЗ 3102): первичная – 0,38 Ом, вторичная – 19,9 кОм;
- Б116–01 (для ГАЗ 31029): первичная – 0,65 Ом, вторичная – 18,7 кОм;
- 3705 (для Таврии): первичная – 0,38 Ом, вторичная – 4,3 кОм;
- 3705 (для Оки): первичная — 0,49 Ом, вторичная — 6 кОм;
- 3705 (производства Болгарии для ВАЗ 2108): первичная – 0,43 Ом, вторичная – 5,25 кОм;
- 2108–37050–10 (производство Италии для ВАЗ 2108): первичная – 0,65 Ом, вторичная – 18,7 кОм;
- Б 115 В (для Москвича): первичная – 2,3 Ом, вторичная – 6,3 кОм;
Данные приведенные выше не усредненные. Они получены сотрудниками редакции издания «За рулем» при измерении сопротивления обмоток исправных экземпляров некоторых моделей.
Неисправности катушки зажигания можно определить по следующим признакам:
- Нестабильная работа двигателя (иногда на конкретных оборотах).
- Нагревание самого элемента.
- Запах гари, исходящий от катушки.
- Проблемы с запуском двигателя в дождливую погоду.
- Падение мощности при резком нажатии на педаль газа.
- Подсвечивание лампочки Check Engine на приборной панели вашего автомобиля.
К неисправностям данного элемента системы зажигания чаще всего приводит перегрев. Из-за отсутствия рекомендуемой величины тока или замыкания катушка может сгореть.
Как упоминалось выше, катушка зажигания — это повышающий трансформатор напряжения, который преобразует полученное напряжение 12 В в напряжение со значением несколько киловольт. Конструктивно катушка состоит из двух обмоток — первичной и вторичной (соответственно, низкого и высокого напряжения). Однако в зависимости от типа катушки обмотки и их расположение отличаются.