Одним из видов арендных соглашений является договор аренды с последующим правом выкупа. По такой сделке Арендодатель передает право пользования каким-либо имуществом Арендатору на определенное время за оговоренную плату. Главная особенность такой сделки – возможность Арендатора по истечении действия договора выкупить арендуемое имущество.
Порядок и процедура выкупа земельных участков из муниципальной собственности
Приобрести землю в собственность довольно затратное дело, которое «по зубам» лишь определённым категориям граждан. Поэтому чаще всего люди прибегают к её аренде, что позволяет пользоваться землёй на своё усмотрение при условии регулярного внесения арендной платы.
Получить участок в пользование можно как на краткосрочной, так и долгосрочной основе, но какой бы ни была форма аренды, территория всё равно остаётся владением муниципалитета, который при возникшей необходимости вправе забрать землю обратно, снеся при этом то, что было на ней сооружено.
Несмотря на то, что государство обязуется компенсировать людям их потерю, не каждый хозяин недвижимости готов столкнуться с такими трудностями.
Поэтому арендуемые участки всё чаще стали выкупать из собственности муниципалитета, оформляя впоследствии на них право собственности.
Процедура присвоения земли состоит из нескольких этапов и имеет ряд условий, изменяющихся в соответствии с территорией, на которой расположен участок, его общей квадратуры и прочих нюансов.
Окунёмся в действительность
А имеем мы по состоянию на конец 2022 года предостаточно. Вот уж точно все смешалось в доме Облонских… Тут вам и не отзвучавшее еще эхо пандемии с ее изоляциями, удаленками и падением уровня доходов населения; СВО; бешеные скачки ключевой, и, как следствие, ипотечной ставки; падение доллара; мобилизация; прогнозируемое завершение льготных ипотечных программ. Кажется, вся худо-бедно выстроенная экономическая система рухнула, и совершенно непонятно, с чего начинать восстановление. В первую очередь обнажились слабые места – зависимость от западного кредитного финансирования и материально-технического обеспечения, которое у нас также заграничное – тут и строительные материалы/технологии, техника и еще много чего, что напрямую повлияло на удорожание себестоимости строительства.
Как перевести земельный участок из аренды в собственность?
Выкупная цена объекта, являющегося федеральной собственностью, может составлять до 2.5% его цены в кадастре. Это касается и выкупа компаниями площадей, предоставленных для возведения дачных построек.
Не все собственники и покупатели знают, что данные взаиморасчеты четко регламентируются законодательством. Как правильно составить договор, и какие тонкости подобной сделки следует знать, расскажут наши юристы.
Кто имеет право претендовать на получение земельных участков в собственность? Процессы передачи арендуемых площадей в собственность временных пользователей регламентированы статьями 39.9, 39.18 и 39.20 Земельного кодекса РФ, а также нормативно-правовыми документами различных уровней.
Аргументация ВС, с которой он отменил постановления Десятого арбитражного апелляционного суда (Светлана Епифанцева, Сергей Коновалов, Елена Короткова) и АС Московского округа (Ольга Дудкина, Валентина Долгашева, Римма Латыпова), проще. Эти две инстанции согласились с муниципалитетом, что ЗМПМК вообще не имела права на выкуп по ст.36 ЗК, так как ее объекты — «незавершенка».
Независимо от того, что является объектом сделки — аренда авто с последующим выкупом, недвижимости или оборудования, такая форма взаиморасчетов имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Преимущества аренды с выкупом:
- общая сумма платежа меньше, чем по кредиту;
- нет первоначального взноса;
- есть возможность пользоваться имуществом с момента заключения договора;
- нет обязательств по выкупу при смене обстоятельств.
Вопросы аренды и покупки регулируют Гражданский и Земельный Кодексы РФ. Человек через 3 года после заключения договора получает приоритетное право выкупа участка в частную собственность. Лицу достаточно обратиться к владельцу с просьбой о продаже земли.
Если в роли владельца выступает государство, то процедуру покупки осуществляют в виде аукционов. Право собственности получает тот, кто предложит большую сумму. Без предварительных торгов и по фиксированной стоимости участок могут выкупить люди, которые:
- подписали договор, сроком более чем 3 года;
- наследники пожизненных арендаторов;
- построили на территории капитальное здание (дом, баню).
Какие категории земли могут быть выкуплены
В соответствии с законодательством, выкуп земли у администрации города или района по кадастровой стоимости возможен только в определенных случаях. Одной из таких категорий земель может быть сельскохозяйственная земля, которая используется для сельскохозяйственного производства. Выкуп сельскохозяйственных участков может осуществляться с целью проведения муниципальных программ развития сельского хозяйства или иных программ, направленных на повышение эффективности использования земельных ресурсов в данной местности.
Еще одной категорией земель, которые могут быть выкуплены у администрации по кадастровой стоимости, являются земли, предназначенные для строительства жилых или коммерческих объектов. Например, если администрация города или района планирует развивать определенный район и намерена осуществить строительство новых жилых домов или торговых центров, то выкуп земли для этих целей может быть произведен по кадастровой стоимости.
Кроме того, выкуп земли у администрации по кадастровой стоимости может быть осуществлен также в случае необходимости обустройства или создания объектов социальной инфраструктуры. Это могут быть земли, предназначенные для строительства школ, больниц, детских садов, спортивных объектов и других социально значимых учреждений. В данном случае, выкуп земли по кадастровой стоимости может быть важным инструментом развития города или района, позволяющим обеспечить население необходимыми социальными услугами и объектами.
Порядок и условия выкупа земли у администрации
Порядок и условия выкупа земли у администрации являются важным аспектом в процессе приобретения земельных участков. Данный процесс регулируется законодательством и устанавливает определенные правила и требования для покупателей. Во-первых, выкуп земли может осуществляться только при наличии у покупателя гражданства или юридического статуса. Это обеспечивает контроль и защиту прав собственности на землю.
Во-вторых, выкуп земли возможен только при соблюдении процедуры оценки кадастровой стоимости земельного участка. Кадастровая стоимость определяется специальными органами и служит основой для определения цены при выкупе. Условия выкупа могут быть различными в зависимости от региона и характеристик земельного участка, однако оценка кадастровой стоимости является обязательной и независимой процедурой.
Кроме того, выкуп земли у администрации может быть осуществлен только с согласия обеих сторон – покупателя и администрации. Для этого необходимо заключить договор о выкупе, в котором будут прописаны все условия и сроки сделки. При этом администрация может устанавливать дополнительные требования и условия, которые должны быть соблюдены при выкупе земли. Все это направлено на обеспечение справедливости и прозрачности процесса выкупа земли.
Новые правила выкупа земельных участков
Ст. 54.1 (в ред. ФЗ от 03.08.2018 N 340-ФЗ) применяется также в случаях, если решение о сносе самовольной постройки принято в соответствии с ГК РФ до 04.08.2018 и самовольная постройка не была снесена в установленный этим решением срок.
ЗК РФ Статья 54.1. Порядок отчуждения земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае его изъятия в связи с неиспользованием такого земельного участка по целевому назначению или использованием такого земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации
(введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ)
1. Отчуждение земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае его изъятия в связи с неиспользованием такого земельного участка по целевому назначению или использованием такого земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации осуществляется путем продажи такого земельного участка с публичных торгов в соответствии с гражданским законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
2. В случае, если на земельном участке, находящемся в частной собственности, наряду с самовольной постройкой, в отношении которой не были выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицом, на которого были возложены такие обязанности, в сроки, установленные решением о сносе самовольной постройки либо решением о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, расположены иные здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, орган местного самоуправления обеспечивает раздел исходного земельного участка в целях образования земельного участка, на котором расположена только самовольная постройка, при условии, что такой раздел возможно осуществить без нарушения требований к образуемым или измененным земельным участкам. В случае, если такой раздел невозможно осуществить без нарушения требований к образуемым или измененным земельным участкам, отчуждение этого земельного участка путем его продажи с публичных торгов не допускается.
3. В течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка в связи с неиспользованием его по целевому назначению или использованием его с нарушением законодательства Российской Федерации и о его продаже с публичных торгов орган местного самоуправления городского округа, городского поселения по месту нахождения земельного участка или в случае нахождения земельного участка в границах сельского поселения или на межселенной территории орган местного самоуправления муниципального района в отношении земельного участка обеспечивает при необходимости образование нового земельного участка, проведение кадастровых работ, а также проводит публичные торги по его продаже.
4. Начальной ценой изъятого земельного участка на публичных торгах является рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В случае, если принято решение об изъятии земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка, начальная цена изъятого земельного участка определяется с учетом исключения из нее расходов на снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями. В этом случае расходы на снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями также определяются в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
5. В случае, если принято решение об изъятии земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка, и расходы на снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями, а также затраты на подготовку и проведение публичных торгов превышают рыночную стоимость земельного участка, начальная цена земельного участка устанавливается равной одному рублю.
6. В случае, если публичные торги по продаже земельного участка признаны несостоявшимися, не позднее чем через два месяца после первых публичных торгов проводятся повторные публичные торги, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 настоящей статьи. Начальная цена земельного участка снижается на 20 процентов начальной цены земельного участка на публичных торгах, признанных несостоявшимися.
7. Средства, вырученные от продажи земельного участка с публичных торгов, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов, в том числе расходов на проведение кадастровых работ, работ по оценке рыночной стоимости земельного участка.
8. Лицо, которое приобрело по результатам публичных торгов земельный участок, на котором расположена самовольная постройка, в отношении которой принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, обязано в срок, установленный условиями публичных торгов, но не превышающий срока, установленного пунктом 9 настоящей статьи, исполнить обязательства по сносу самовольной постройки или по представлению в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае нахождения такой постройки на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района утвержденной проектной документации по реконструкции самовольной постройки и по приведению ее в соответствие с установленными требованиями за свой счет и (или) с привлечением средств других лиц. При переходе прав на этот земельный участок такая обязанность переходит к новому собственнику земельного участка.
9. Срок, устанавливаемый для исполнения обязательств по сносу самовольной постройки или представлению в орган местного самоуправления, указанный в пункте 8 настоящей статьи, утвержденной проектной документации по реконструкции самовольной постройки в целях ее приведения в соответствие с установленными требованиями, не может составлять более чем двенадцать месяцев, а для исполнения обязательства по приведению самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями — более чем три года.
10. Земельный участок, на котором расположена самовольная постройка и в отношении которого имеется вступившее в законную силу решение суда об изъятии земельного участка в связи с его использованием с нарушением законодательства Российской Федерации, подлежит передаче в собственность муниципального образования, орган местного самоуправления которого обеспечивал проведение публичных торгов по продаже такого земельного участка, в следующих случаях:
1) публичные торги по продаже земельного участка, указанного в пункте 1 настоящей статьи, на условиях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, признаны несостоявшимися;
2) публичные торги по продаже земельного участка, указанного в пункте 1 настоящей статьи, неоднократно признаны несостоявшимися, и сумма затрат на подготовку и проведение публичных торгов превысила начальную цену земельного участка.
11. В случае выявления фактов эксплуатации самовольной постройки, расположенной на земельном участке, который был изъят у собственника путем продажи с публичных торгов, по решению суда договор купли-продажи подлежит расторжению, а земельный участок — передаче в муниципальную собственность по правилам статьи 238 Гражданского кодекса Российской Федерации.
12. В случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящей статьи, какое-либо возмещение правообладателю земельного участка в связи с изъятием земельного участка или расторжением договора купли-продажи не осуществляется.
13. Особенности отчуждения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в связи с их неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением требований законодательства Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Документы для выкупа земли
Каждый из этапов подкреплен обильным количеством бумажной документации, подтверждающей правомерность работ:
- Заявление к собственнику о возможности выкупа участка. В него должны быть включены характеристики участка, как физические, так и кадастровые, основания для перевода земли в собственность, сумма залога, перечисляемого для стопроцентной гарантии завершения всех работ;
- Договор аренды, заключенный на первом этапе ренты территории, включая все приложения и дополнительные соглашения;
- Требуемые кадастровые документы на землю: паспорт, заверенная копия плана;
- Документы, не ограничивающие возможность проведения сделки: Постановление Главы администрации о праве заключения договоров купли-продажи, соглашение с собственником, если речь о выкупе у частного лица;
- Документ, подтверждающий оплату госпошлин.
Для подтверждения правомерности, выполняемых действий могут потребоваться вспомогательные бумаги:
- Документы, на основании которых возникают права на земельный участок, полученные собственником;
- В ситуации, когда приобретение участка может серьезно сказаться на бюджете семьи, требуется согласие супруга на проведение сделки;
- Завизированное согласие органов опеки и попечительства, если в ходе совершения действий по оформлению затрагиваются интересы граждан, не достигших восемнадцати лет;
- Документы, доказывающие отсутствие задолженностей на участке (налоговые обязательства, ограничения на использование).
Условно, все вопросы, возникающие в процессе выкупа земли, можно разделить на несколько групп:
- Проблемы в оформлении документации. Ошибки могут возникать как в неграмотном составлении договора, так и в пропуске установленных сроков. Более того, кадастровый инженер, вызванный на объект, может обнаружить изменение границ участка, вследствие недобросовестной эксплуатации территории соседями, а также природной деформации земли;
- Сложности в согласовании перехода. “Палки в колеса” в этом случае могут вставлять органы опеки и попечительства, если сделка купли-продажи может негативно сказаться на лицах до 18 лет, состоящих в семье покупателя. Муниципальные органы власти также способны приостановить работу по оформлению участка в собственность, указав на определенные нюансы;
- Дополнительные документы. Вспомогательные бумаги могут потребоваться в случаях, когда участок приобретается с привлечение средств материнского капитала или же с использованием банковского кредитования.
Общий порядок выкупа земельного участка под существующие здание, строение, сооружение:
- Подача заявления собственника в уполномоченный орган власти, который ведает вопросами распоряжения имущества.
- В течение 10 календарных дней с момента получения уполномоченный орган проверяет соответствует ли заявление всем требованиям и приложены ли все документы. При этом орган должен указать конкретные причины возврата заявления. В случае возврат заявления ничего не мешает устранить нарушение и повторно подавать заявление столько раз, сколько будет необходимо.
- Проект договора купли-продажи (3 экз.) должен быть направлен уполномоченным органом в течение 30 календарных дней со дня получения заявления на выкуп или отказ в его заключении.
- Заключение договора купли-продажи и оплата стоимости участка
- Регистрация права собственности на земельный участок.
Уполномоченным органом (т.е. куда следует подавать документы) для муниципальной земли и земли, на которую госсобственность не разграничена, является администрация муниципалитета или его соответствующий комитет, отдел и т.п., для участков в собственности субъектов – орган по управлению госимуществом субъекта (в Калининградской области – Агентство по имуществу Калининградской области), для федерального имущества – в Росимущество.
Заявление на выкуп можно подать в МФЦ, напрямую в канцелярию (экспедицию) уполномоченного органа или почтой (рекомендуется отправлять заказным с описью вложения), к которому надо приложить следующие документы:
- документ, подтверждающий право собственности, если право не зарегистрировано в ЕГРН (к примеру, регистрационное удостоверение БТИ);
- аналогичный документ на выкупаемый земельный участок, если права на него не внесены в ЕГРН
- сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на выкупаемый земельном участке с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю.
- доверенность на представителя, если подается не лично.
К сожалению, на практике часто встречаются неправомерные отказы в предоставлении ЗУ в собственность. Примером может послужить дело Алтайского краевого суда, рассмотренное в 2018 г.
Истец обратился в суд с иском к Барнаульской городской думе с требованием признать незаконные положения Правил землепользования и застройки городского округа по поводу земельного участка отнесенного к санитарно-защитной зоне.
В иске указано, что истец пользовался ЗУ и самовольно построенным на нем домом длительное время. Ранее он обращался в Комитет по земельным ресурсам и просил предоставить используемый участок в собственность. Однако истец получил отказ, обоснованный тем, что данный ЗУ находится на территории санитарно-защитной зоны Северного Промышленного района. Согласно положениям Российского законодательства строительство жилых объектов на территории таких зон запрещено.
Однако проект защитных зон не разрабатывался и соответствующее заключение главного санитарного врача Алтайского края не было выдано. Таким образом суд установил, что ЗУ не относится к санитарно-защитной зоне Северного промышленного района и положения Правил землепользования недействительны.
Т.е. иск был удовлетворен. Положения правил, касающиеся расположения защитных зон не действительны. А истец может повторно обратиться для выкупа ЗУ и узаконить построенный дом.
Вопросы аренды и покупки регулируют Гражданский и Земельный Кодексы РФ. Человек через 3 года после заключения договора получает приоритетное право выкупа участка в частную собственность. Лицу достаточно обратиться к владельцу с просьбой о продаже земли.
Если в роли владельца выступает государство, то процедуру покупки осуществляют в виде аукционов. Право собственности получает тот, кто предложит большую сумму. Без предварительных торгов и по фиксированной стоимости участок могут выкупить люди, которые:
- подписали договор, сроком более чем 3 года;
- наследники пожизненных арендаторов;
- построили на территории капитальное здание (дом, баню).
Как осуществить выкуп арендованного земельного участка из муниципальной собственности
Выкуп арендованного земельного участка из муниципальной собственности возможен без проведения аукционе. При этом возникает вопрос: сколько стоит выкуп арендованного участка и какие документы нужно подать для его приобретения?
В соответствии с законодательством, выкупать земельный участок можно только по заявлению. Подача заявки на выкуп арендованного земельного участка производится в порядке, предусмотренном положениями о рассмотрении заявления о продажи имущества муниципального образования. Выкуп арендованного земельного участка из муниципальной собственности – это процедура покупки земельного участка, аукцион на продажу которых не проводится. Такие участки могут быть как сельскохозяйственного назначения, так и использоваться для других целей.
Заявление на выкуп арендованного земельного участка из муниципальной собственности должно соответствовать образцу, установленному законодательством. В заявлении указывается как рыночная стоимость участка в соответствии с государственной оценкой, так и стоимость, предлагаемая заявителем. При подаче заявления необходимо предоставить ряд документов, подтверждающих право заявителя на приобретение участка, а также документы об объекте аренды.
После подачи заявления на выкуп арендованного земельного участка, комиссия должна рассмотреть заявление и принять решение о возможности его выкупа. Если заявление одобрено, то оно подлежит регистрации и дальнейшим действиям по оформлению сделки купли-продажи.
Важно отметить, что все арендованные земельные участки подвергаются возможному выкупу собственником или по его указанию. При этом рыночная стоимость участка может быть учтена при определении стоимости арендной платы, исключая установленные законодательством случаи обратного характера.
Условия выкупа арендованного земельного участка без торгов
В некоторых случаях выкуп арендованного земельного участка может осуществляться без проведения торгов, например, на аукционе. В таких сделках условия выкупа могут отличаться и подвергаются риску выиграть участок, когда другие лица могут предложить более выгодные условия приобретения.
Одним из недостатков выкупа арендованного земельного участка без торгов является ограничение доступа к информации о предлагаемых сделках. В этом случае заявки на выкуп могут подаваться в тайне от других лиц, что создает определенные трудности при рассмотрении процесса выкупа и приобретении земельных участков.
Для выкупа арендованного земельного участка без проведения торгов необходимо подать заявку на его приобретение в установленные сроки. Заявка должна содержать информацию о цене, условиях сделки и других положениях купли-продажи участка.
При выкупе арендованного земельного участка без торгов не используется процедура аукциона. В этом случае сделки проводятся на основании заявок лиц, желающих приобрести участок. Условия выкупа могут зависеть от государственных положений и ограничений, относящихся к процессу выкупа земельного участка.
Если есть желание выкупить арендованный земельный участок без проведения торгов, необходимо приложить заявление на его выкуп в установленные сроки. Это можно сделать путем подачи заявки в соответствующие органы, ответственные за аренду и продажу земельных участков.
При подаче заявки на выкуп арендованного земельного участка без торгов, следует учитывать, что процесс выкупа может иметь свои особенности и требовать отдельной инструкции. Поэтому рекомендуется ознакомиться с правилами и положениями, регламентирующими процесс выкупа земельного участка без проведения аукциона или другими способами продажи.
Выкуп земельных участков: изменения с 01.07.2024
С 1 июля 2024 года в России вступает в силу новый порядок выкупа земельных участков, который будет регулировать процесс приобретения земли для различных целей.
Одним из ключевых изменений является упрощение процедуры выкупа земли. Ранее для получения земельного участка необходимо было пройти сложную и долгую процедуру предоставления земли в аренду и дальнейшего выкупа. Однако, с новыми правилами, заявитель может напрямую выкупить землю без аренды, что ускорит процесс приобретения и сделает его более простым.
Упрощение процедуры выкупа земли также будет сопровождаться изменениями в стоимости земельных участков. Стоимость земли будет определяться на основе оценки специальных комиссий, учитывая такие факторы, как расположение, назначение участка и его площадь. Такие изменения позволят более точно установить рыночную стоимость земли и защитят интересы самого государства и заявителей.
Важно отметить, что новый порядок выкупа земельных участков предусматривает возможность приоритетного выкупа для некоторых категорий заявителей. Так, предоставление земли будет облегчено для инвесторов, которые планируют реализовать проекты с высокой степенью социальной значимости или важности для экономики региона.
Новые требования к заявителям
С 1 июля 2024 года вступают в силу новые требования для лиц, желающих приобрести земельные участки. Теперь заявители должны соответствовать следующим критериям:
1. Гражданство Российской Федерации. Только граждане РФ имеют право на выкуп земли.
2. Отсутствие ограничений в правах. Заявитель не должен иметь запретов или ограничений на пользование земельными участками. Также необходимо быть судимым, иметь задолженности по налогам и иным платежам.
3. Наличие средств для оплаты. Заявитель должен предоставить документы, подтверждающие наличие достаточных средств для оплаты стоимости земельного участка.
4. Целевое использование участка. Заявитель должен ясно указать цели использования земли, а также предоставить документы, подтверждающие право на осуществление соответствующей деятельности.
5. Соответствие требованиям земельного законодательства. Заявитель должен быть осведомлен о требованиях земельного законодательства и согласен их соблюдать.
Соблюдение данных требований является обязательным для всех, кто планирует приобрести земельный участок после 1 июля 2024 года. Только заявители, отвечающие данным критериям, могут претендовать на участок и получить разрешение на его выкуп.
Важные компоненты выкупа земельных участков
Основными компонентами выкупа земельных участков являются:
1. Определение цели и задачи выкупа | – необходимо четко определить цель и задачи выкупа земельных участков. Это может быть разработка жилой или коммерческой недвижимости, строительство дорог или коммуникаций и т.д. Каждая цель требует своего подхода и выполнения определенных требований. |
2. Исследование рынка недвижимости | – перед выкупом земельных участков необходимо провести детальное исследование рынка недвижимости. Это позволит определить стоимость участков, установить цены и предложить адекватные условия для всех участников операции выкупа. |
3. Правовое оформление операции выкупа | – этот компонент включает в себя заключение договоров купли-продажи земельных участков, проверку юридической чистоты их собственности, а также получение всех необходимых разрешений и документов. |
4. Финансовая составляющая | – важный аспект выкупа земельных участков. Он включает расчеты бюджета операции, определение источников финансирования, подготовку необходимых документов для получения кредитов и т.д. |
5. Учет экологических и технических аспектов | – при проведении выкупа земельных участков необходимо учитывать экологическую и техническую составляющую. Это включает проверку земли на наличие загрязнений, оценку технической готовности участков и соответствие требованиям градостроительных норм. |
ПРЕИМУЩЕСТВА ДОГОВОРОВ КОМПЕНСАЦИИ
Существует ряд практических преимуществ, которыми обладают договоры компенсации по сравнению с другими способами прекращения прав на жилое помещение при предоставлении земельного участка застройщику, в том числе выкупом.
1. Существенным недостатком принимаемых администрацией решений об изъятии является то, что они содержат указание на изъятие лишь жилых помещений (иногда — иного недвижимого имущества). В то же время в составе домовладения зачастую наличествуют иные виды имущества, не являющиеся недвижимостью с точки зрения действующего законодательства. Однако в процессе расселения большое значение имеет обеспечение комплексного решения проблемы в отношении всех объектов, вещей и прав в границах соответствующего земельного участка. Исключение представляют вещи, перевозимые гражданами на новое место жительства и используемые ими для удовлетворения личных и семейных нужд. То есть при освобождении земельного участка от прав третьих лиц предметом изъятия являются не только недвижимое имущество, но и постройки некапитального типа (металлические гаражи, надворные постройки без фундаментов, колодцы и скважины, погреба, навесы, заборы — все то, что не подлежит государственной регистрации как объект недвижимости и не может признаваться таковым по определению), а также зеленые насаждения. Кроме того, все самовольно возведенные строения также являются объектами изъятия. Условия об изъятии этого имущества в рамках расселения необходимо включать в договор. Но в договор об изъятии путем выкупа, подлежащий государственной регистрации, такое условие включать нельзя в силу самого предмета такого договора — изъятие недвижимости. Договор компенсации, напротив, может содержать подобные условия. Прекращение прав на указанные объекты в данном случае происходит после сноса домовладения в силу той же ст. 235 ГК РФ в связи с прекращением физического существования имущества, только без необходимости государственной регистрации прекращения права собственности.
2. Обязательство собственника о прекращении прав отнюдь не предполагает, что демонтаж и прекращение прав в действительности осуществляется непосредственно физическим лицом — собственником. Как правило, соответствующее условие договора формулируется таким образом, что физический снос осуществляет застройщик. Собственник также поручает выполнение действий, необходимых для прекращения прав, застройщику или уполномоченной организации. Подобная схема дает застройщику ряд неоспоримых преимуществ:
2.1. Застройщик непосредственно контролирует процесс сноса и прекращения прав, регулируя таким образом момент возникновения земельного участка, полностью свободного от прав третьих лиц, как нового объекта недвижимости. Это позволяет оптимизировать арендные платежи за предоставленный земельный участок, поскольку основная доля платежей по аренде возникнет только после заключения договора на вновь сформированный земельный участок целиком.
2.2. Сокращаются расходы на демонтаж и утилизацию строений и прекращение прав собственников за счет того, что указанные работы могут быть выполнены в отношении нескольких объектов одновременно.
2.3. Собственник обязан совершить во исполнение договора лишь ряд элементарных действий:
- получить компенсацию;
- выселиться;
- передать изымаемый объект;
- урегулировать задолженность по коммунальным платежам и налогам;
- дать необходимые доверенности.
После этого собственник полностью исключен из процесса — от него, как правило, больше не требуется никаких усилий по исполнению условий договора об изъятии. Указанные обстоятельства являются для собственника дополнительным стимулом в переговорном процессе, позволяющим достигать соглашения об условиях изъятия в требуемый срок.
3. Применение конструкции договора компенсации дает возможность заключения сделки от имени любого уполномоченного лица (органа местного самоуправления, застройщика, инвестора, уполномоченной организации-агента, субагента) и не требует регистрации сделки и права собственности на изымаемый объект.