Планирование расходов организации бюджетной сферы составляется в разрезе КВР и КОСГУ, доходов субсидии на иные цели, поступлений на капитальные вложения и других межбюджетных трансфертов. После составления плана затрат (ПФХД, бюджетной сметы) учреждение готовит план-график закупок на очередной финансовый период (ч. 6, 7 ст. 16 44-ФЗ). План-график тоже готовится на основании классификаторов кодов ОСГУ.
Как КОСГУ применяют в закупках
До 2016 года расшифровка планов-графиков составлялась в разрезе КОСГУ. Но теперь старый кодификатор заменен новыми шифрами — кодом вида расходов по бюджетной классификации. Ошибочно полагать, что статьи КОСГУ не задействованы в закупочной деятельности. Чтобы спланировать любую закупку, учреждению необходимо правильно определить КВР и только потом отразить операцию в плановой документации. Но выбрать правильный КВР невозможно, не определив вначале КОСГУ. В этом и есть ключевой принцип использования кодификаторов и их прямая взаимосвязь.
Изменения КОСГУ и КВР в 2021 году
В КОСГУ с начала года добавлены новые шифры:
- подстатья 139 — формируется за счет поступивших от ФСС возмещений расходов на проведение мероприятий, направленных на снижение травматизма/профзаболеваний персонала и санаторно-курортное лечение работающих во вредных условиях;
- подстатьи 422 и 423, на которых учитывается обесценение НМА с определенным и неопределенным СПИ (сроком полезного использования) соответственно. Прежняя редакция Порядка на подстатье 422 объединяла обесценение всех НМА;
- подстатьи 452 и 453, на которых по аналогии с подстатьями 422 и 423 отражается снижение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (СНПРИД) с определенным и неопределенным СПИ, т. е. расходы разграничиваются по критерию определимости срока службы объекта.
Ответы на вопросы по применению КВР и КОСГУ
Бирюков А.И., к. э. н., профессор Финансового университета при Правительстве РФ, советник Управления внутреннего контроля (аудита) и оценки эффективности деятельности ФК РФ
Вопрос:
В соответствии с Указаниями № 65н[1] (в редакции Приказа Минфина РФ № 255н[2]) статья 290 «Прочие расходы» КОСГУ детализирована подстатьями 291 – 296 КОСГУ. Может ли данная статья в каких-либо случаях не детализироваться?
Статья 290 КОСГУ детализирована, и ее применение для отражения расходов учреждения без соответствующих подстатей 291 – 296 КОСГУ не допускается.
Согласно Указаниям № 65н статья 290 КОСГУ включает следующие подстатьи:
291 «Налоги, пошлины и сборы» |
|
|
292 «Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах» | Расходы по уплате штрафов, пеней за несвоевременную уплату налогов, сборов, страховых взносов | |
293 «Штрафы за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)» |
|
|
294 «Штрафные санкции по долговым обязательствам» |
|
|
295 «Другие экономические санкции» | Расходы по уплате иных экономических санкций, не отнесенные к подстатьям 292 – 294 КОСГУ | |
296 «Иные расходы» |
|
|
По какому КОСГУ отразить приобретение справочно-правовой системы КонсультантПлюс
- Установленной в договоре – если программу покупаете по отдельному договору. Периодические платежи или единовременный платеж за право пользоваться программой спишите на финансовый результат;
- В условной оценке один руб. за один объект – программу покупаете вместе с оборудованием.
Важно! С 01.01.2023 такие расходы нужно будет отражать по подстатьям 352 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования», 353 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования».
- срок действия лицензионного договора;
- срок, определенный комиссией по поступлению и выбытию активов, если лицензионным договором установлено право использовать программное обеспечение без ограничения срока. В этом случае рекомендуем исходить из срока в пять лет (п. 4 ст. 1235 ГК РФ).
- или лицензионный договор, заключенный в форме единого документа и подписанный продавцом (лицензиаром) и покупателем (лицензиатом), а также акт передачи экземпляра ПО, составленный в произвольной форме;
- или лицензионный договор, изложенный на самом экземпляре ПО или его упаковке («коробочная» лицензия), и накладная или другой подобный документ, а также документ, подтверждающий оплату (если экземпляр ПО приобретен в розницу);
- или лицензионный договор, изложенный на сайте продавца ПО, и документ, подтверждающий оплату (если ПО приобретено через Интернет) (Письмо Минфина от 28.09.2011 N 03-03-06/1/596).
Расходы в виде разового платежа за приобретение неисключительных прав на ПО, относящиеся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, распределите равномерно в течение срока действия лицензионного договора и в соответствующей доле учитывайте на последний день отчетного (налогового) периода (Письмо Минфина от 14.05.2023 N 03-03-06/1/34302). Если из условий договора или требований гражданского законодательства определить срок использования программы для ЭВМ невозможно, то вы вправе (при методе начисления) самостоятельно определить период, в течение которого будете учитывать эти расходы, придерживаясь принципа равномерности признания доходов и расходов (Письмо Минфина от 30.12.2010 N 03-03-06/2/225). Этот же порядок применяется к расходам на последующую модификацию программы для ЭВМ (Письмо Минфина от 18.03.2014 N 03-03-06/1/11743).
Как правильно применять КВР 242 и 244?
Анализируя описания рассматриваемых кодов видов расходов можно сделать вывод, что применять КВР 242 могут только получатели средств федерального бюджета, а также иные получатели средств бюджета, при принятии соответствующим финансовым органом решения о применении данного элемента видов расходов. Бюджетные и автономные учреждения КВР 242 применять не могут.
В общем случае возможность применения КВР 242 предусматривается соответствующим планом информатизации. Аналогичное мнение изложено в п. 2 Представления Счетной палаты РФ от 25.11.2016 № ПР 10-322/10-03, письмах Минфина России от 15.09.2017 № 02-05-10/59626, от 18.07.2017 № 02-05-10/45717, письме Минфина России и Федерального казначейства от 17.05.2017 № 09-01-08/30262/07-04-05/03-425.
Общие вопросы подготовки планов информатизации и правила подготовки заключений об оценке мероприятий по информатизации регулируются Постановлением Правительства РФ от 24.05.2010 № 365. При этом в первую очередь государственному органу необходимо обеспечить согласование с Минкомсвязи мероприятий, относящихся к эксплуатации информационных систем и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.
Таким образом, если конкретные расходы, оплату которых планируется осуществлять по КВР 242, предусмотрены планом информатизации, то такие расходы могут быть отнесены на данный элемент видов расходов. Если соответствующие расходы планом информатизации не предусмотрены, то расходы относятся на КВР 244.
Новые правила формирования и использования КБК и КВР
С 28 февраля 2023 года в России действуют новые коды бюджетной классификации. Большая часть предыдущих КБК осталась прежней, однако согласно сопоставительной таблице, в перечень добавлены новые шифры. Кроме того, на основании Приказа № 85н правила использования КБК несколько изменились. Например, порядок подбора кода, учитывая тип денежных передвижений.
- Новыми правилами определена норма, на основании которой обязательная поддержка запасных пунктов управления, поддержание их эксплуатационной деятельности и затраты на финансирование обозначенных целей, относится на статьи расходов по обеспечению функциональности администратора казенных средств.
- Расходы на обслуживание населенных пунктов, реконструкцию, капремонт жилых зданий, а также на проектирование новых комплексов отражаются по статье благоустройства ─ 0503. При этом подраздел рекомендовано использовать для учета затрат, соблюдая два требования:
Финансовое ведомство РФ изменило правила формирования и использования КБК, а также их структуру и цели, утвердив корректировки в Приказе № 75н. Первоочередно перемены коснулись второго раздела, где Минфин обновил нормы при наложении административных штрафов. Так, если мировые судьи выносят соответствующий вердикт за дорожные правонарушения, включая неправильную эксплуатацию ТС, то этим суммам присваивается КБК органа, который контролирует местный бюджет.
Помимо прочего, перечень дополнили подстатьями 191-199, группирующих типы финансовых операций, и КВР 801-809. Коды необходимы для учета безвозмездных нефинансовых поступлений. К ним относится передвижение активов или обязательств. Например, переводы между структурными подразделениями показывают по ст. 191 с КВР 801.
- меры включены в порядок по благоустройству местности, зафиксированный исполнительным органом местной власти;
- суммы выделены муниципальным бюджетом.
- региональные программы для реализации федеральных мер, входящих в национальные проекты;
областные проекты; - ведомственные мероприятия;
- проектные комплексы.
- обычные граждане – 350;
- АУ и БУ – 613 и 623;
- прочие НКО – 630;
- коммерческие фирмы, ИП, самозанятые – 810.
Чтобы запланировать закупку, госучреждение должно правильно определить КВР и отразить операцию в плане и плане-графике. Шифр КВР входит в структуру идентификационного кода закупки (ИКЗ) и занимает в его структуре 34 – 36 разряды. ИКЗ заказчики должны указывать в закупочной документации. Его нельзя менять с момента планирования закупки до исполнения контракта. Но чтобы правильно выбрать КВР, сначала нужно определить КОСГУ.
КВР в 2024 году: новые тенденции и перспективы
Одной из основных новых тенденций в области КВР будет увеличение внедрения технологий дополненной реальности (AR) и виртуальной реальности (VR). Эти технологии позволят создать уникальные и неповторимые визуальные эффекты, которые привлекут внимание потенциальных клиентов. Благодаря AR и VR КВР станет более интерактивной и эмоциональной, что значительно увеличит ее эффективность.
Еще одной перспективой развития КВР в 2024 году станет увеличение использования видеорекламы. Популярность видеорекламы продолжает расти с каждым годом, и КВР не стала исключением. Видеоролики на сайтах, в социальных сетях и на видеохостингах станут одним из главных инструментов продвижения товаров и услуг с помощью КВР. Более того, видеореклама позволяет лучше донести информацию и вызывает больший интерес у аудитории.
Вместе с тем, в 2024 году КВР будет активно экспериментировать с новыми форматами и подходами к визуализации информации. Например, использование интерактивных элементов и анимации поможет сделать КВР более привлекательной для потребителей. Кроме того, возможное развитие техник 3D-моделирования и визуализации позволит создавать еще более реалистичные и эффектные рекламные материалы.
Необходимо также отметить, что в 2024 году КВР будет искать новые каналы распространения рекламы. С развитием социальных сетей, платформ видеостриминга и мобильных приложений, КВР будет активно присутствовать на этих платформах. Таким образом, комплексная визуальная реклама станет более доступной и широко распространенной для различных видов бизнеса.
Как определить КОСГУ для покупки ЭЦП
- подстатью 352 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования» КОСГУ;
- подстатью 353 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования» КОСГУ.
- 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» — если вы госорган или федеральное казенное учреждение и осуществляете расходы в рамках утвержденного плана информатизации в сфере ИКТ. На уровне субъекта РФ (муниципалитета) этот код применяйте, только если такое решение принял соответствующий финансовый орган;
- 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» — во всех остальных случаях.
Оплата таких услуг, как правило, производится в виде фиксированного разового платежа и не предполагает поэтапную сдачу товаров (работ, услуг). Поэтому на дату заключения лицензионного договора отнесите их на расходы будущих периодов по дебету счета 0 401 50 000 с последующим отнесением на финансовый результат (затраты) текущего года (п. 302 Инструкции N 157н).
Расходы будущих периодов списывайте на финансовый результат (затраты) текущего года на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833) в порядке и сроки, предусмотренные учетной политикой. Например, ежемесячно в течение срока действия договора (п. 302 Инструкции N 157н, разд. 2 Методических указаний по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухучета).
В соответствии СГС «Нематериальные активы» и п. 151.2 Инструкции № 157н неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности учитываются на балансовом счёте 0 111 60 000. Одним из условий отражения в учёте является его использование в деятельности учреждения свыше 12 месяцев.
Что поменяется в КОСГУ с 21 ноября 2021 и в 2021 году
Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что зарегистрированное право государственного (муниципального) учреждения на земельный участок подтверждается свидетельством о государственной регистрации прав.
Понятие «земля» включает в себя объекты непроизведенных активов в виде земельных участков, а также неотделимые от земельных участков капитальные расходы, к которым относятся расходы неинвентарного характера (не связанные со строительством сооружений) на культурно-технические мероприятия по поверхностному улучшению земель для сельскохозяйственного пользования, производимые за счет капитальных вложений (планировка земельных участков, корчевка площадей под пашню, очистка полей от камней и валунов, срезание кочек, расчистка зарослей, очистка водоемов, мелиоративные, осушительные, ирригационные и другие работы, которые неотделимы от земли), за исключением зданий и сооружений, построенных на этой земле (например, дорог, туннелей, административных зданий и т. п.), насаждений, подземных водных или биологических ресурсов (п. 79 Инструкции № 157н).
Коммерческие и «бескорыстные» структуры по-разному предоставляют отчетность в контролирующие органы. Отличия лежат не только в составе документации, но и в сроках предоставления: для бюджетников разработаны собственный график и периодичность.
- одна из целей деятельности муниципального учреждения – госзадание – выполняется на средства определенного уровня государственного бюджета;
- имущество находится не в собственности бюджетного учреждения, а по праву оперативного управления, а владельцем является РФ или ее субъект;
- если бюджетной организации принадлежит земельный участок, он предоставляется в пользование бессрочно;
- обязательства собственников имущества не тождественны обязательствам бюджетного учреждения;
- если даже собственник закрепил за бюджетной организацией право управления ценным имуществом и недвижимостью, то распоряжаться им организация самовольно не может.
Например, если организация в феврале 2021 года подает в комиссию заявление об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной цены и комиссия удовлетворит требование, то новую кадастровую стоимость организация должна применить при налогообложении с 1 января в 2021 года.
Эти изменения не касаются обязательств учреждений перед ФНС. Как и ранее, годовые бухгалтерские отчеты сдают на бумажных носителях либо в электронном формате. Срок остался прежним — не позднее 3 месяцев с окончания отчетного периода, то есть до 31 марта. Но 31.03.2021 — воскресенье, следовательно, отчитываемся перед ФНС до 01.04.2021.
В 2024 году ожидаются значительные изменения в классификаторе бюджетной классификации (КБК), которые окажут влияние на работу бюджетных организаций. Эти изменения направлены на оптимизацию и улучшение структуры КБК, а также на обеспечение более эффективного управления бюджетными средствами.
Одним из главных изменений КБК будет пересмотр структуры и кодировки бюджетных статей. Внести эти изменения позволит упростить и улучшить управление бюджетными средствами, улучшить прозрачность и обеспечить точность бюджетного учета. Новая структура будет четче и лучше описывать цели и задачи, для которых используются бюджетные средства.
Также ожидается, что изменения КБК помогут корректно учитывать новые типы расходов и доходов в бюджетных организациях. Например, будут внесены изменения, связанные с учетом доходов от продажи подразделений или имущества, а также смотрительских услуг. Это позволит более точно отражать все финансовые операции в бюджете и поддерживать надлежащую бюджетную дисциплину.
Кроме того, изменения КБК будут предоставлять более гибкие возможности для проведения бюджетного планирования и мониторинга. Бюджетные организации смогут более точно определить, в какой сфере или направлении следует сосредоточить свои усилия и ресурсы для достижения наилучших результатов.
В целом, изменения в КБК в 2024 году должны быть рассмотрены как положительное событие для бюджетных организаций. Они позволят повысить эффективность и прозрачность управления бюджетными средствами, обеспечить более точное и надежное бюджетное планирование, а также повысить доверие общества в отношении использования бюджетных средств.
Изменения КБК в 2024 году ставят перед бюджетными организациями ряд задач и требований, чтобы быть готовыми к новым условиям. В первую очередь, необходимо тщательно изучить и понять все изменения, которые произойдут с КБК, а также их влияние на работу организации.
Один из важных моментов – это обновление справочника КБК и его связей с другими регистрами, такими как ОКВЭД и ОКВЭД2. Бюджетной организации необходимо узнать, какие изменения произойдут в структуре справочника КБК и рассмотреть, какие последствия это может иметь для учета и отчетности.
Также важно учесть возможные изменения в классификации доходов и расходов. Новые коды КБК могут привести к изменениям в бюджетной практике и требованиях по оформлению документов о доходах и расходах. Поэтому бюджетной организации следует обратить внимание на методические материалы, разработанные Федеральным казначейством, а также на обучающие мероприятия и семинары, посвященные обновленной классификации КБК.
Для успешной адаптации к измененному КБК важно также организовать работу сотрудников, обучить их новым правилам и требованиям. Обновленная классификация КБК может повлиять на процессы бюджетного планирования, бухгалтерского учета и отчетности, поэтому регулярное обучение сотрудников позволит снизить риски ошибок и несоответствий.
Кроме того, бюджетные организации могут обратиться к специалистам и экспертам в области финансов и бухгалтерии для помощи и консультаций в процессе адаптации к изменениям КБК. Такие консультации помогут снизить риски и обеспечат более эффективное использование ресурсов организации.
Будучи готовыми к изменениям КБК, бюджетные организации смогут успешно адаптироваться к новым требованиям и продолжать свою работу с минимальными проблемами.
Изменения КБК в 2024 году: ключевые моменты
В 2024 году вступают в силу ряд изменений в Классификаторе бюджетной классификации (КБК). Важно ознакомиться с данными изменениями, чтобы правильно оформлять бюджетные документы и соблюдать требования законодательства.
Ниже представлены ключевые моменты изменений в КБК, которые вступают в силу с 1 января 2024 года:
- Изменение структуры кодов КБК. Добавлены новые разделы и подразделы, а также произведено объединение и изменение названий некоторых старых разделов.
- Введение новых кодов для отражения новых видов деятельности и расходов в бюджетном процессе.
- Изменение правил формирования кодов КБК. В некоторых случаях могут измениться правила определения кодов, что требует внимания при заполнении бюджетных документов.
- Уточнение и дополнение описания каждого кода КБК. Значение каждого кода будет более подробно описано в соответствующей инструкции, что поможет сделать правильный выбор при оформлении расходов.
- Повышение требований к документированию бюджетных операций. Введены новые требования к предоставлению документов при осуществлении операций с использованием кодов КБК.
Учитывайте эти ключевые моменты при планировании и выполнении бюджетных операций в 2024 году. Необходимо быть внимательным и ознакомиться с полным списком изменений в нормативных документах, чтобы избежать возможных нарушений при использовании КБК.
Влияние изменений КБК на организации и предпринимателей
Изменения КБК также оказывают влияние на планирование и отчетность. Организации и предприниматели должны быть готовы к тому, что новые коды и классификации могут потребовать тщательного анализа и пересмотра их бизнес-планов. Это может повлечь за собой изменение стратегии развития, перераспределение ресурсов и, в некоторых случаях, пересмотр партнерских отношений и хозяйственных договоренностей.
Другой важный аспект изменений КБК — это воздействие на взаимодействие с бюджетными и контролирующими органами. Новые коды и классификации могут потребовать дополнительной отчетности и учета, что может повлечь за собой увеличение административной нагрузки на организации и предпринимателей. Также возможно ужесточение контроля со стороны государственных органов и проверяющих инстанций для проверки соответствия новым требованиям учетной отчетности.
Изменения КБК могут также повлиять на взаимодействие с партнерами и клиентами. Новые коды и классификации могут вызвать недопонимание или затруднения при обмене информацией и документацией. Поэтому организациям и предпринимателям стоит заранее проработать вопросы коммуникации с контрагентами и участниками рынка для снижения возможных негативных последствий.
В заключение, изменения КБК в 2024 году будут иметь существенное влияние на организации и предпринимателей. Они потребуют обновления бухгалтерских систем, пересмотра бизнес-планов и планирования, дополнительного учета и отчетности, а также адаптации коммуникаций с партнерами и клиентами. Поэтому организациям и предпринимателям стоит внимательно изучить изменения КБК и принять меры по их своевременной реализации.