В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закона от №212-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляет Пенсионный фонд. Первоначально Правлением ПФР (Распоряжение от 11.05.2010 № 127р) были утверждены Временные методические указания по организации проведения выездных проверок. Однако этот документ во многом повторял положения названного закона и не давал четкого представления об основных аспектах, подлежащих проверке и описанию в акте выездной проверки. В связи с этим для установления единообразной правоприменительной практики по проведению выездных проверок плательщиков страховых взносов Распоряжением Правления ПФР от 03.02.2011 №34р были утверждены Методические рекомендации по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов (далее – Методические рекомендации). Ранее действовавший документ, регулирующий порядок проверок, признан утратившим силу.
Как идет проверка и чем может закончиться
Выездная проверка не может длиться более двух месяцев и заканчивается в тот день, когда сотрудники фонда составили справку о ее проведении. В отдельных случаях срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев.
Основанием для продления выездной проверки может стать:
- получение в ходе проверки информации, которая свидетельствует о наличии в организации нарушений законодательства о страховых взносах и требует дополнительной проверки;
- форс-мажорные обстоятельства на территории проведения проверки;
- наличие у организации четырех и более обособленных подразделений;
- непредставление или несвоевременное представление страхователем документов, необходимых для проведения выездной проверки.
В рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет , предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки. Рассматриваемая проверка проводится отделением ПФР не чаще чем один раз в три года (п. п. 9, 10 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).
Длительность выездной проверки плательщика страховых взносов определяется руководителем (заместителем руководителя) территориального органа ПФР (п. 2.2.4 Методических рекомендаций). Но она не может продолжаться более двух месяцев , если проводятся контрольные мероприятия организации, и одного месяца при проверке обособленных подразделений (п. п. 11, 13 ст. 35 Закона N 212-ФЗ). Данный срок исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
Руководитель (заместитель руководителя) территориального отделения ПФР вправе приостановить проведение выездной проверки только по следующим основаниям (п. 15 ст. 35 Закона N 212-ФЗ):
— для истребования документов (информации), относящихся к предмету проверки, в соответствии со ст. 37 Закона N 212-ФЗ;
— получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
— перевода на русский язык документов, представленных плательщиком страховых взносов на иностранном языке.
Приостановление проведения выездной проверки для истребования документов (информации) допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.
Приостановление и возобновление проведения проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) отделения ПФР по формам 10 и 11 (Приложения N N 16 и 17 к Приказу N 957н).
На период действия срока приостановления проведения проверки (п. 6.1 Методических рекомендаций):
— страхователю возвращаются все подлинники документов, истребованные при проведении проверки;
— проверяющие же приостанавливают свои действия на территории организации.
С 01.01.2017 в ФСС отчитываются только по взносам на травматизм. Поэтому порядок проверок изменился.
Выездные проверки ФСС по-прежнему будет проводить. Область проверки будет зависеть от проверяемого периода. Полноту и правильность расчета страховых взносов за периоды до 01.01.2017 будут проверять специалисты Фонда.
Также будут проводиться выездные проверки совместно с ФНС.
ФСС РФ проверяет начисление и уплату взносов по видам страхования, компенсационные выплаты родителям детей-инвалидов, больничные пособия, социальные пособия и т п.
Основной отчет, который проверяет Фонд, — 4-ФСС.
На выездной проверке сотрудники Фонда анализируют расчеты взносов, целевое использование денег на выплату пособий и т п.
Завершающий этап выездных проверок — составление акта.
Документы ПФР, используемыедля оформления проверки
Обязанность и порядок проведения выездных проверок ПФР закреплены в ст. 35 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ.Этапы проведения проверки оформляются документами, состав данных и формы которых разработаны и утверждены Фондом по согласованию с государственными органами исполнения в области социального страхования.
Документы процесса проверки |
Характеристики форм |
Решение о проверке | Имеет правомочность после подписания руководителем ТО ПФР или его уполномоченным заместителем. Документ является основанием для проверки |
Требование на предъявление документов | Вручается налогоплательщику после ознакомления руководителя предприятия с решением о проверке |
Справка об окончании проверки | Документ подтверждает окончание процедуры |
Акт проверки | Оформляется по результатам полученных в ходе проверки материалов |
Решение по акту проверки | Принимается руководителем ПФР по нарушениям, выявленным в проверке и отраженных в акте |
В начале проверки ревизоры обязаны предъявить удостоверения, подтверждающие личности и должности инспекторов. Участвовать в мероприятии контроля имеют право сотрудники ПФР, указанные в решении.
Документы ПФР в порядке очередности и в установленный срок предъявляются руководителю предприятия, включенного в план проверки. Один экземпляра документов выдается на руки, о получении которого руководитель делает запись на форме ПФР.
Виды проверок со стороны фсс
Существуют камеральные и выездные проверки ФСС: в первом случае инспекторы проверяют сданную предпринимателями отчетность, а во втором – приходят с визитом в офис компании вместе с представителями налоговой службы.
Выездные проверки могут быть плановыми и внеплановыми:
- плановые визиты проводят на основании годового графика: в план могут попасть любые компании, вне зависимости от масштаба деятельности или численности штата;
- внеплановые визиты – это результат жалоб, поступивших от бывших или нынешних сотрудников, а также ошибок или неточностей, найденных в отчетности в ходе камеральных проверок.
Каков порядок назначения проверки?
Как следует из п. 5 Методических рекомендаций № 11п[3], документальные выездные проверки ПФР достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования проводятся на основании решения (постановления) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа ПФР, которое оформляется в установленном порядке.
Из текста вышеприведенного документа не вытекает, что страхователь заранее уведомляется о проведении проверки. Следовательно, если в учреждении давно не проводилась выездная проверка ПФР персонифицированного учета, бухгалтерской службе следует быть готовой к контрольному мероприятию со стороны территориальных органов ПФР.
Какие документы могут проверить?
В рамках проводимой выездной проверки сотрудники ПФР могут затребовать предоставления определенных документов. При этом в законе определено, что они должны соответствовать вопросам проводимой проверки . Для удобства все документы, которые могут быть затребованы, сведены в таблицу.
Проверяемые направления | Формы документов | Анализируемые данные |
Учредительные документы | Устав, свидетельство о применении специальных режимов в учете, выписка из реестра и прочие | Подтверждение сведений, указанных в лицевом счете и учетном деле плательщика взносов |
Учетная политика | Приложение к приказу, действующее в проверяемом периоде | Выявляется отсутствие схем уклонения от уплаты взносов |
Формы общего характера о работниках | Штатное расписание, журнал учета договоров,
расчет списочной численности |
Выявление лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, сотрудников, работающих по договорам ГПХ |
Формы, подтверждающие наем работников не по трудовым договорам | Договоры гражданско-правового характера | Определение факта произведения отчислений в ПФР с вознаграждений работников |
Документы о приеме на работу физических лиц | Трудовые договоры и книжки, дополнительные соглашения, приказы | Срок действия трудового договора |
Приказы о предоставлении отпуска | Приказ о предоставления отпуска без сохранения заработной платы | Период, не включаемый в страховой стаж |
Внутренние акты о выплатах работникам основного и дополнительного характера | Положение об оплате труда, премировании, коллективный договор | Перечень выплат в составе заработной платы |
Формы, подтверждающие выплаты заработной платы | Расчетно-платежные ведомости, документы кассы и банка, карточки лицевых счетов, авансовые отчеты | Проверка факта выдачи заработной платы, периода начислений |
Регистры учета | Оборотно-сальдовые ведомости, налоговые регистры, для ведущих УСН и ИП на ОСН – книга учета доходов и расходов | Данные, отраженные на счетах учета для сравнения с показателями, указанными в отчетности |
Рассмотрим пример определения инспектором ПФР данных по сотруднику, отчисления которого не были учтены в отчетном периоде. При проверке предприятия ООО «Импульс» был выявлен договор с физическим лицом М., отчисления взносов которого не внесены в отчетность РСВ-1. Сумма взносов составила 2500 рублей и была разнесена между другими сотрудниками. В ходе проверки ПФР не было обнаружено занижение отчислений. По результатам проверки было принято решение о необходимости представления уточненной РСВ-1с исправлениями данных по работникам. Если бы сумма отчислений была не распределена, а занижена, предприятию полагалось бы доплатить взнос, пени и штраф.
Основные проблемные ситуации во время выездной проверки ПФР
При получении уведомления о проведении проверки у многих плательщиков взносов возникают вопросы, ответы на которые имеют огромное значение.
Имеют ли право сотрудники Пенсионного фонда проверять уплату страховых взносов по социальному страхованию?
Нет. Контроль названных вопросов осуществляется сотрудниками ФСС. ПФР же проверяет только начисление и уплату пенсионных взносов, а также на обязательное медицинское страхование.
В прошлом году организацию проверили налоговая инспекция, а также Фонд социального страхования. Проверка прошла успешно. Позволяет ли это избежать проверки Пенсионного фонда?
Нет. Периодичность проверки компании сотрудниками Пенсионного фонда не связано с проверками другими контролирующими ораганами.
Вправе ли при проведении проверки сотрудники ПФР требовать предъявления нотариально заверенных копий документов?
Нет, такого права у них не существует. Проверка осуществляется на основании копий документов, которые заверены руководителем организации. При этом если эти копии вызывают сомнение, проверяющие вправе затребовать предоставления оригиналов для ознакомления. Изъять их они не могут.
В организации была проведена проверка сотрудниками ПФР. Акт был подписан с составлением разногласий, так как руководитель не согласился с расчетами Пенсионного фонда. Справка о проверке вручена не была. Планируется обращение в суд, чтобы оспорить решение ПФР. Есть ли шанс выиграть дело?
Кто принимает решение о проведении выездной проверки
Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, обособленного подразделения иностранной организации или месту жительства физлица, признанных налоговыми резидентами РФ. Также решение может принять налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ в отношении налогоплательщиков, имеющих местонахождение (место жительства) на территории этого субъекта.
Если организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков (ст.83 НК РФ), решение о выездной проверке выносит налоговый орган, который поставил эту организацию на учёт в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Самостоятельную налоговую проверку филиала или представительства проводят на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения или налогового органа, уполномоченного на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ филиалов и представительств, имеющих местонахождение на территории этого субъекта РФ.
В решении о проведении выездной налоговой проверки должны содержаться следующие сведения:
- полное и сокращённое название организации либо ФИО налогоплательщика;
- предмет проверки (налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке);
- периоды, за которые проводится проверка;
- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Как подготовится к проверке?
В ряде случаев при проверке ФСС выявляются нарушения, связанные с оформлением документов. Документы, заполненные некорректно, могут быть не признаны в составе расходов. Предприятие, получившее уведомление о проверке (решение) должно провести контроль документов на предмет наличия и полноты заполнения реквизитов.
Формы документов | Обязательные реквизиты |
Расчетные ведомости по заработной плате | Подписи ответственных лиц |
Платежные ведомости | Подписи работников, получивших заработную плату наличным расчетом |
Расходные кассовые ордера на разовые выплаты | Полнота заполнения (суммы прописью, паспортные данные), подписи лиц |
Табели учета рабочего времени | Подписи руководителя и ответственных лиц |
Листки нетрудоспособности | Штамп, печати медучреждения, врача и расчет |
Приказы | Подписи об ознакомлении лица |
Справки-расчеты, заявления | Корректность заполнения |
Право ответственных лицах, подписывающих документы, должно быть подтверждено приказами о назначении или временном исполнении обязанностей. До начала проверки необходимо отделить документы, касающиеся проверки от материалов, не представляющих интерес для проверяющих. При наличии недоимки по взносам в ФСС необходимо оперативно погасить задолженность.
Начало процедуры выездной проверки ФСС
Регламент проведения выездных проверок обязывает ревизоров следовать четкому порядку действий. Нарушение документооборота или сроков влечет оспаривание результатов налогоплательщиком и отмены решения. Проверка осуществляется на основании решения территориального отделения ФСС.
Особенности оформления решения на проверку:
- Право удостоверения документа имеет руководитель Фонда, его заместитель или иное лица, временно назначенное на должность приказом.
- Проверка филиала предприятия, имеющего самостоятельный счет, баланс и рабочие места, производится на основании решения органа территориального расположения филиала.
- В составесведений документа содержатся название налогоплательщика, цель проверки, период, охватываемый мероприятием, данные ревизоров.
- Документ издается на фирменном бланке ТО ФСС, утвержденном вышестоящим органом.
- Одновременно с решением (сразу после его вручения) налогоплательщику предъявляется требование о представлении документов.
В рамках совместных выездных проверок фондов решения и требования выписываются ФСС и ПФР каждым учреждением отдельно. Документы вручаются руководителю предприятия независимо друг от друга.
Как идет проверка и чем может закончиться
Выездная проверка не может длиться более двух месяцев и заканчивается в тот день, когда сотрудники фонда составили справку о ее проведении. В отдельных случаях срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев.
Основанием для продления выездной проверки может стать:
- получение в ходе проверки информации, которая свидетельствует о наличии в организации нарушений законодательства о страховых взносах и требует дополнительной проверки;
- форс-мажорные обстоятельства на территории проведения проверки;
- наличие у организации четырех и более обособленных подразделений;
- непредставление или несвоевременное представление страхователем документов, необходимых для проведения выездной проверки.