Изменение земельной категории является сложной и продолжительной процедурой, не гарантирующей положительного исхода и требующей значительных финансовых вложений. Зачастую в качестве альтернативного способа использования земель СХН для ИЖС используется юридическое закрепление разрешенной эксплуатации «под ИЖС» без изменения категории.
Сама процедура подачи и рассмотрения ходатайства осуществляется на безвозмездной основе, но оформление некоторых документов может потребовать оплаты госпошлины.
Так при самостоятельной подаче данных в Росреестр для внесения изменений в Земкадастр необходимо оплатить следующие процедуры:
- Изменить сведения в Реестре – от 245 до 350 руб. Для юридических лиц и ИП стоимость выше – от 700 до 1000 руб.
- Предоставление выписки из ЕГРН (документ прилагается к ходатайству, направляемому в органы власти) – от 300 до 750 руб. – для граждан. Для прочих структур – от 600 до 2200 руб.
Уполномоченный орган имеет два месяца с момента подачи заявления, чтобы изучить поданные бумаги. Результат может быть положительным или отрицательным:
- Если владелец получил согласие на изменение статуса ЗУ, то надел регистрируется в Росреестре. Это становится основанием для получения адреса и регистрации объекта недвижимости.
- Заявитель получает отказ в переводе категории. В этом случае остается возможность оспорить неподходящее решение в суде.
Иногда документы возвращают для корректировки. Это происходит не позднее, чем через две недели после подачи бумаг на рассмотрение. Документы возвращаются на доработку в следующих случаях:
- В оформлении документов допущены ошибки.
- Заявление написано человеком, который не является владельцем ЗУ, и не может им распоряжаться.
- Надел находится в долевом владении, но согласие лиц, имеющих долю, отсутствует.
Определение сроков перевода
Определение сроков перевода земли из сельхозназначения в ИЖС в 2024 году является важным этапом регулирования земельных отношений. Для установления точной даты перевода необходимо провести анализ существующих правовых норм и конкретных условий в каждом конкретном регионе.
Основным фактором, влияющим на определение сроков перевода, является обеспечение баланса интересов различных сторон: сельхозпроизводителей, заинтересованных в сохранении сельскохозяйственных угодий, и граждан, желающих иметь возможность строительства на этих землях.
Для определения сроков перевода земли возможно использование стандартного промежутка времени или же установление индивидуального графика на основе общественных обсуждений и консультаций с заинтересованными сторонами. Такой подход позволяет учесть особенности регионального развития и специфику земельных отношений в каждом конкретном случае.
Принятие решения о переводе
Процесс перевода земли из сельхозназначения в земли индивидуального жилищного строительства (ИЖС) в 2024 году является сложным и требует принятия соответствующего решения. Это решение принимается на различных уровнях власти и основывается на анализе социально-экономической ситуации и потребностей населения.
Принятие решения о переводе земли из сельхозназначения в ИЖС осуществляется в соответствии с государственными программами развития сельского хозяйства и жилищного строительства. При этом учитывается не только потребность в земельных участках для жилищного строительства, но и сохранение сельскохозяйственного производства и поддержка аграрного сектора экономики.
Принятие решения о переводе земли из сельхозназначения в ИЖС осуществляется на основе анализа социально-экономической ситуации в регионе. Важно учитывать демографические показатели, спрос на жилье, доступность жилищного кредитования и другие факторы, которые могут влиять на потребность в земельных участках под индивидуальное жилищное строительство.
Принятие решения о переводе земли из сельхозназначения в ИЖС также должно учитывать интересы сельскохозяйственных предприятий и фермеров. Они должны иметь возможность перераспределять свои земельные ресурсы, сохраняя производственную деятельность и обеспечивая продовольственную безопасность региона.
Когда можно перевести земли в другую категорию
Для использования земель сельскохозяйственного назначения в иных целях их необходимо перевести в другую категорию. Ведь земельный участок может быть принудительно изъят у его собственника в судебном порядке, если он ненадлежаще его использует или не использует в соответствии с целевым назначением в течение трех лет (ст. 284, 285 Гражданского кодекса РФ). Правомерность такого изъятия подтверждают и арбитры (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 августа 2010 г. № 17АП-7586/2010-ГК).
Порядок перевода земель из одной категории в другую установлен Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон № 172-ФЗ).
При этом перевод сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных:
1) с консервацией земель;
2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения. Для создания туристско-рекреационной зоны и перевода земель сельскохозяйственной категории в «земли особо охраняемых территорий и объектов» должно быть принято постановление Правительства РФ о создании туристско-рекреационной особой экономической зоны на территории РФ, где расположен земельный участок (постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 7 декабря 2010 г. № 07АП-10686/10, ФАС Северо-Западного округа от 21 сентября 2010 г. № А66-14704/2009);
3) с установлением или изменением черты населенных пунктов;
4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения объектов;
5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного или водного фонда, земель запаса;
6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;
7) с выполнением международных обязательств РФ, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;
8) с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;
9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона № 172-ФЗ не допускается перевод земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на 50 процентов и более превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в пункте 4 статьи 79 Земельного кодекса РФ.
Причины отказа в переводе
К сожалению, ходатайства о переводе земель сельхозназначения в другую категорию удовлетворяются далеко не всегда.
Перечислим основные причины отказа госорганов в изменении категории земли:
- Есть ограничения либо запреты на законодательном уровне, не позволяющие перевести участок в другую категорию.
- Испрашиваемое целевое назначение земли не соответствует утвержденным планам на дальнейшее использование территории.
- Государственная экологическая экспертиза дала отрицательное заключение.
Порядок перевода земель сельскохозяйственного назначения в ИЖС
Если основания для перевода участка в земли поселения есть, то алгоритм перевода стандартный. Первым шагом будет обращение в местные органы власти с ходатайством об изменении целевого назначения земли (п. 3 ст. 2 Закона № 172-ФЗ). В нем следует указать:
- кадастровый номер земельного участка;
- категорию земли, в состав которых входит земельный участок (земля сельхозназначения) и категорию земли, в которую предполагается осуществить перевод участка (земли населенных пунктов);
- обоснование перевода земельного участка – перевод земли из сельхозназначения в ИЖС для строительства жилых домов;
- подтверждение права заявителя на земельный участок.
К ходатайству необходимо приложить следующие документы (п. 4 ст. 2 Закона № 172-ФЗ):
- выписку из государственного кадастра недвижимости и кадастровый паспорт этого участка;
- копия удостоверения личности заявителя — физического лица, либо выписка из ЕГРИП или ЕГРЮЛ – для предпринимателя или юрлица соответственно;
- выписка из ЕГРН о правах на земельный участок;
- согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка (в случае необходимости);
- иные документы, согласно требованиям регионального законодательства.
Переход земель с/х назначения в ИЖС производится в соответствии с Федеральным законом № 172. Заявка рассматривается Федеральной или местной администрацией в течение 2-3 месяцев. Затем в течение 14 дней они обязаны дать ответ.
Чаще всего отказы получают землевладельцы, участки которых находятся в отдалении от населенных пунктов. Обычно по генплану не планируется развитие земель, находящихся далеко за границами городов, поселков, деревень. Поэтому получить разрешение на перевод их под ИЖС весьма непросто.
В случае одобрения заявки, обратившемуся гражданину выдают акт, подтверждающий перевод. Там должна присутствовать следующая информация:
- на каких основаниях выдано разрешение;
- границы участка и его номер;
- площадь земельного надела;
- категория, которая была ранее и та, что присвоили после принятия положительного решения.
Как изменить разрешенное использование ЗУ?
Поменять вид использования проще, чем заниматься сменой категории. Чтобы местная власть разрешила подобную операцию, нужно подать следующие документы:
- заявление, адресованное главе администрации населенного пункта;
- выписка из ЕГРП;
- кадастровый план;
- при наличии зарегистрированных построек — документы на них;
- план местности, включающий данный земельный надел;
- ситуационный адресный план, где видны границы прилегающих участков;
- если земля арендуется, а не находится в собственности, то необходимо предоставить согласование с арендодателем;
- копии справок, устанавливающих право владения землей;
- паспорт заявителя;
- при обращении представителя — доверенность, заверенная нотариусом.
При подаче бумаг лично или через представителя, требуйте расписку об их получении. Поданное заявление должны рассматривать не более 30 дней, если не проводятся слушания. В ином случае понадобится 2 месяца.
Если заявка одобрена, в большинстве регионов Российской Федерации, оплату вносить не нужно. Но есть густонаселенные местности, где требуется внести денежный взнос, например, в Московской области.
ВРИ отражается в выписке ЕГРП, поэтому после процедур смены вида придется подавать документ на смену записи в Росреестре. Это несложно, и возможно сделать самостоятельно через любой МФЦ.
Документы для перевода земли из сельхозназначения в ИЖС
Скачать образец ходатайства о переводе земельного участка из одной категории в другую можно здесь
При изменении земельных участков подайте запрос о переходе землевладений в соответствующий орган исполнительной государственной власти или местного самоуправления.
К прошению приложите следующий пакет необходимых бумаг:
- Копию документа, удостоверяющего личность;
- Выписку, полученную в Кадастровой палате, в которой содержится вся информация об участке;
- Результаты экологической экспертизы, если это требование прописано в законодательстве;
- Выписку из государственного реестра, подтверждающую право гражданина на владение объектом недвижимости.
Получение отказа может быть связано с тем, что лицо, подавшее запрос не имеет право вносить изменения, поданы не все необходимые документы или в них имеются ошибки. В этом случае бумаги, с указанием причин отказа, возвращаются заявителю в течение 30 дней.
Информация!
О том, как земли сельхозназначения перевести в ИЖС можно ознакомиться в Земельном кодексе РФ и ФЗ №172.
Ознакомившись с необходимыми документами можно прийти к выводу, что для строительства дома в сельской местности земля, на которой будет располагаться постройка, должна относиться к населенному пункту, а перевод ЗУ в данную категорию для каждого конкретного случая рассматривается отдельно.
Следует учитывать, что сельскохозяйственные земли обладают наибольшей ценой и при переводе их в ИЖС кадастровая стоимость участка значительно уменьшается. Исходя из этого, можно сделать вывод, что в процессе перевода из одной категории в другую государство понесет определенные убытки, которые необходимо будет возместить. В большинстве случаев такой перевод нецелесообразен в экономическом плане и связан с большими финансовыми тратами. Большинство людей отказываются от проведения данной процедуры и ищут другой земельный участок.
Также существует бюджетный способ перевода сельскохозяйственной земли в ИЖС, который позволяет без изменения категории ЗУ установить за землей статус ИЖС. Для этого необходимо произвести процедуру зонирования. То есть целевое назначение может быть изменено только при изменении границ участка.
Можно выделить два случая, в которых возможен перевод:
- Участок располагается в непосредственной близости с ЗУ, на территории которых строительство;
- Если участок приобретен на территории, которая впоследствии станет пригодной для строительства в результате развития близлежащего населенного пункта.
Теперь мы точно можем сказать, что перевод земель из сельхозназначения в ИЖС возможен.
Какие земли могут быть переведены в ИЖС?
По действующему Земельному кодексу РФ возможен перевод некоторых категорий земель в категорию населенных пунктов с последующим установлением для них ВРИ в виде ИЖС. Специалисты «КБ – Недвижимость» успешно решают вопросы, связанных с переводом к ИЖС от:
- Земель сельскохозяйственного назначения, отведенных для ведения сельского хозяйства, огородничества и садоводства. Необходимо, чтобы земли соответствовали ряду условий, то есть не возникало противоречий с актуальными ограничениями, установленными на законодательном уровне.
- Участков, которые относятся к созданным СНТ, расположенных вне населенных пунктов. Обратите внимание: все участники товарищества должны дать согласие на проведение соответствующей процедуры.
- Любых участков, примыкающих к населенному пункту/его непосредственным границам, и включенных в перечень земель, которые впоследствии будут использоваться для расширения территории определенного населенного пункта со сменой категории.
Порядок перевода земель сельхозназначения в другую категорию в 2021 году
- земли сельхозназнчения, предоставленные для нужд сельского хозяйства и выделенные для этих целей, расположенные за границами населенных пунктов;
- земли непосредственно самих населенных пунктов;
- земли промышленности и транспорта, а также энергетики, радиовещания, обороны и земли иного спецназначения;
- земли особо охраняемых территорий и объектов, имеющие особое значение для отраслей народного хозяйства или охраны природы, отнесенные к данной категории актами федеральной или региональной власти;
- земли лесного фонда, непосредственно леса и нелесные земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства;
- земли водного фонда, занятые водными объектами и гидротехническими сооружениями;
- земли запаса, находящиеся в гос или муниципальной собственности.
Куда обращаться непосредственно? К примеру, в Приказе Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом от 17.12.2021 N 34 утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги «Прием и рассмотрение ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую».